ЛАЗ-695: Полвека в строю. История легендарного советского автобуса

История модели ЛАЗ-695 — это уникальный случай в мировом автопроме. Производство этой машины, начавшееся на Львовском автобусном заводе, продолжалось в общей сложности 53 года, включая 45 лет во Львове и еще 8 — на заводе в Днепродзержинске. Такой полувековой жизненный цикл для одной модели автобуса — явление исключительное и неоднозначное, говорящее как о востребованности, так и о консервации конструкции.

Один из первых ЛАЗов, на номере надпись "проба".

За долгие годы автобус, конечно, не стоял на месте. Появились массовые модификации 695Б, 695Е, 695М, 695Н, а также малосерийные версии вроде 695Ж и 695Д. Однако все они базировались на одной и той же первоначальной концепции, компоновке и основных конструктивных решениях, что и определило его долголетие.

Рождение легенды: ответ послевоенному времени

Восстановление страны после войны и бурный рост промышленности остро поставили вопрос о пассажирском транспорте. Советская школа автобусостроения тогда только зарождалась. Довоенные модели создавались на шасси грузовиков, а послевоенные ЗИС-154 и ЗИС-155 уже не отвечали растущим потребностям и заметно отставали от мировых аналогов. В 1955 году было принято стратегическое решение перепрофилировать Львовский завод автокранов на выпуск автобусов.

Изначально планировалось наладить выпуск московского ЗИС-155, но в итоге выбрали более прогрессивный путь — создание собственной конструкции. Для изучения современных тенденций были закуплены европейские автобусы: «Неоплан», «Магирус» и «Мерседес-Бенц О 321». Именно последний, с его простотой, надежностью и изящными линиями, стал основным ориентиром. От других моделей позаимствовали отдельные дизайнерские элементы, но в итоге родилась абсолютно самостоятельная машина — ЛАЗ-695 «Львiв».

Его футуристичный внешний вид выделялся на фоне всего советского автопрома. Однако главной инновацией стала компоновка. В то время как другие заводы (ЗИЛ, ЛиАЗ) развивали тупиковую, по современным меркам, схему с передним расположением двигателя, львовские инженеры разместили силовой агрегат над задним свесом. Это освободило всю полезную площадь салона для пассажиров, а двери, расположенные в начале и конце, обеспечивали удобный поток людей без «карманов» и скоплений.

Переоборудованный в аптеку автобус в Краснодарском крае.

Обратная сторона медали: недостатки и особенности

Идеальных машин не бывает, и ЛАЗ-695 не был исключением. Расположение двигателя сзади создавало проблемы с микроклиматом в салоне. Летом задние ряды пассажиров изнывали от жары, в то время как впереди было относительно прохладно. Зимой же ситуация менялась на противоположную: тепло от мотора грело заднюю часть салона, а спереди было холодно.

Шумность и сложности с управлением также были характерными чертами. Длинные тяги и кулиса под полом, соединявшие рычаг КПП с коробкой передач, имели значительные люфты, из-за чего водителям приходилось буквально «ловить» нужную скорость. Как шутили сами шоферы: «Бывало, какую передачу поймаешь — с той и трогаешься».

ЛАЗ-695Н "Наташа"

Узкие двери, тесный проход между сиденьями и отсутствие накопительных площадок делали эту модель не самой удобной для переполненных городских маршрутов. Зато на пригородных линиях, в экскурсионном обслуживании и для организации массовых поездок ЛАЗы были практически идеальны. Их комфортный, мягкий ход и отличный обзор из панорамных окон высоко ценились пассажирами.

ЛАЗ-695Н "Фестивальный"

Эволюция и итоги: от «Львова» до «Наташи»

ЛАЗ-695 стал самым массовым автобусом, выпущенным в СССР и позже на Украине. Общий тираж всех модификаций превысил 250 тысяч экземпляров. Абсолютным рекордсменом стала версия ЛАЗ-695Н, ласково прозванная в автопарках «Наташей». Ее выпуск с 1974 по 2010 год составил более 160 тысяч штук.

«Наташа» внешне сильно отличалась от первых «горбатых» ЛАЗов с округлыми формами и полукруглыми окнами на крыше. Конструкция стала более практичной и угловатой. Крыша выпрямилась, увеличив внутренний объем, а площадь остекления возросла. Лобовые стекла превратились в огромные панорамные, а их меньший наклон позволил расширить переднюю дверь.

За долгие годы производства автобус избавился от многих «архитектурных излишеств»: исчезли подсвеченные табло «вход/выход», декоративная фальшрешетка, лишние люки на крыше. Зато он приобрел то, чего так не хватало водителям на ранних моделях — гидроусилитель руля, сделавший управление гораздо легче.

#авто #автомобили #автобусы ссср #автобус

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Лайнер районного масштаба.