Эта статья является логическим продолжением моего предыдущего материала о тотальной победе электромобилей, но теперь в контексте вершины автоспорта.
Два столпа Формулы 1: технология и зрелище
Чтобы понять вектор развития «Формулы-1», нужно проанализировать её двойственную природу. С одной стороны, это высокотехнологичная лаборатория, задающая инженерные и даже идеологические тренды для автопроизводителей и FIA. С другой — это захватывающее спортивное шоу, которое привлекает миллионы зрителей, а вслед за ними — рекламные бюджеты и спонсоров. Именно этот симбиоз обеспечивает финансовую жизнеспособность всего чемпионата: команд, организаторов и самой структуры.
Идеология как двигатель прогресса
Почему здесь уместно слово «идеология»? Потому что технический регламент F1 — это не просто свод правил, а философское обоснование её существования. Именно регламент отличает Королеву автоспорта от других серий. Взгляните на 2014 год: появление гибридных силовых установок стало символом новой эры — эры топливной эффективности, экономии и экологичности. Кому это было нужно? В первую очередь, Mercedes-Benz, который тогда агрессивно продвигал гибридные серийные модели, и FIA, стремившейся позиционировать себя как авангард технического прогресса.
Борьба Льюиса Хэмилтона с Фернандо Алонсо на Гран-при Венгрии — эпоха гибридов в разгаре.
Трудно измерить точный вклад F1, но популяризация гибридных технологий однозначно удалась. Сегодня гибриды — лидеры европейского рынка, а потребители хорошо усвоили их преимущества: экономию топлива и увеличенный запас хода.
Гибриды — вчерашний день. Наступает эра чистого электричества
Однако для самих автопроизводителей гибридизация — уже пройденный этап. Сейчас происходит стремительный, почти революционный переход на полностью электрические автомобили с батарейным питанием. Активность, которую ещё полгода назад сложно было предсказать, захлестнула индустрию. Участники нынешней Формулы 1 — Mercedes-Benz и Renault (Alpine) — находятся среди главных драйверов этой электрической революции.
EQS — новый электрический флагман Mercedes-Benz, олицетворяющий будущее бренда.
В этом свете приход новых крупных производителей (например, концерна Volkswagen с Audi и Porsche) в F1 с её нынешним гибридным регламентом выглядит крайне сомнительно. Зачем? Их бизнес-стратегия на ближайшее десятилетие — полная электрификация. Инвестиции в гибридный спорт, не соответствующий основной идеологии бренда, будет невозможно оправдать перед акционерами, даже при личном желании руководства.
Кстати о будущем: Перспективы Роберта Шварцмана на попадание в Формулу-1 в 2022 году.
Синтетическое топливо: соломинка для утопающих?
Недавно Porsche и FIA начали продвигать идею «синтетического топлива» как способа сохранить ДВС. Однако, не углубляясь в технические детали, эта затея, скорее всего, останется нишевым решением. Из-за ограниченной сферы применения она вряд ли получит широкую поддержку автопрома, который делает ставку на массовую электрификацию.
Почему нынешние команды пока остаются? Сила инерции и маркетинг
Резонный вопрос: почему тогда Mercedes и Renault до сих пор в F1? Ответ — сила традиций и инерция. Этот чемпионат по-прежнему остаётся мощнейшей маркетинговой и медийной площадкой с огромной аудиторией, серьёзными финансовыми потоками и политическим весом. Здесь собраны лучшие пилоты и выплачиваются самые большие гонорары. Именно поэтому сюда приходят такие игроки, как INEOS и Лоуренс Стролл с Aston Martin. Но обратите внимание: Aston Martin также заявил о планах по электрификации своего модельного ряда. Когда основные автопроизводители-участники F1 полностью перейдут на электромобили, у них не останется выбора. И, вероятно, трансформация настигнет «Формулу-1» ещё раньше.
Неизбежное поглощение: F1 станет электрической
Таким образом, наиболее вероятный сценарий — поглощение «Формулой-1» чемпионата «Формула-Е» в ближайшие годы. Легендарная F1 сохранит своё имя, но станет полностью электрической. Какими будут новые болиды — вопрос открытый. Безусловно, они будут значительно быстрее и технологичнее нынешних машин FE. Почему победит именно F1? Потому что «Формула-Е» — это всё ещё относительно слабая спортивная и коммерческая структура по сравнению с монолитом Королевских гонок.
Фотографии предоставлены Daimler AG.
Оригинал этой статьи доступен в моём блоге.
Рекомендую также прочитать мою статью «Электромобили победили» для более полного понимания контекста.
Юрий Кладов, 06.08.2021.
Больше интересных материалов и обзоров: Обзоры.
Источник статьи: Перспективы Formula 1: электромобили победят и в автоспорте.
