Карбюратор на автомобилях Ока отличается простой и надёжной конструкцией. При грамотном обслуживании он редко доставляет серьёзные проблемы владельцу. Ключ к долгой службе — это своевременная реакция на изменения в работе двигателя и готовность уделить время профилактике.
Этот узел является сердцем системы питания двигателя ВАЗ 11113. За время производства Оки использовались разные модификации карбюраторов, но их базовое устройство оставалось схожим. Отличия касались в основном калибровочных настроек под конкретный объём двигателя.
Устройство карбюратора Оки
История модели Ока началась в 1987 году с версии ВАЗ 1111, оснащённой двухцилиндровым двигателем объёмом 0,65 литра. Производство продолжалось до 2008 года.
В 1995 году появилась обновлённая Ока ВАЗ 11113 с двигателем 0,75 литра. Изначально для первой модели использовался карбюратор ДААЗ 1111, а для более поздней — ДААЗ 11113 и его модификации. Поскольку старые карбюраторы сегодня встречаются редко, в статье основное внимание уделяется актуальной модели ДААЗ 11113.
Карбюратор ДААЗ 11113 — это механическое устройство, отвечающее за приготовление оптимальной по составу топливовоздушной смеси. Его стабильная работа обеспечивает бесперебойную работу двигателя во всех режимах.
Конструктивно карбюратор состоит из трёх основных частей:
- верхней крышки с воздушными заслонками;
- основного корпуса, в котором расположена поплавковая камера;
- нижней части с дроссельными заслонками.
Это двухкамерный карбюратор с последовательным открытием дроссельных заслонок. Его работу обеспечивает несколько систем, каждая из которых выполняет свою функцию:
- Главная дозирующая система (ГДС). Основная система, работающая во всех режимах. Включает в себя диффузоры, топливные и воздушные жиклёры для обеих камер.
- Система холостого хода (ХХ). Поддерживает стабильную работу двигателя на минимальных оборотах, экономя топливо.
- Экономайзер. Обогащает смесь при высоких нагрузках и оборотах двигателя.
- Ускорительный насос. Предотвращает «провалы» и обеспечивает резкий отклик при нажатии на педаль газа.
- Пусковое устройство. Помогает завести двигатель в холодную погоду.
- Поплавковая камера. Поддерживает постоянный уровень топлива, что критически важно для стабильности.
- Переходная система. Обеспечивает плавный переход и набор оборотов при открытии второй камеры, исключая рывки.
Для настройки узла используются регулировочные винты, а также подбор жиклёров и корректировка углов открытия заслонок.
Принцип работы
Принцип действия карбюратора на Оке стандартен для таких систем. Топливо из поплавковой камеры поступает в колодцы, где смешивается с воздухом, образуя горючую смесь.
Распылители подают эту смесь в диффузоры карбюратора. Система холостого хода забирает бензин из колодцев, смешивает его с воздухом через свои каналы и жиклёры, обеспечивая работу мотора на низких оборотах. При открытии дроссельной заслонки в работу вступает главная дозирующая система. Экономайзер стабилизирует подачу топлива при колебаниях нагрузки.
Воспламеняясь в цилиндрах, топливовоздушная смесь создаёт давление, которое через кривошипно-шатунный механизм преобразуется во вращение колёс.
Очистка карбюратора перед регулировкой
Первым шагом перед любой регулировкой должна быть очистка карбюратора. Загрязнения — основная причина нестабильной работы двигателя Оки. Низкокачественное топливо приводит к засорению жиклёров и каналов, что проявляется в виде следующих симптомов:
- неустойчивые обороты или полное отсутствие холостого хода;
- двигатель не развивает мощность, «не тянет»;
- двигатель «троит»;
- повышенный расход топлива;
- чёрный дым из выхлопной трубы.
Часто эти проблемы решаются простой очисткой без серьёзного ремонта. Например, если двигатель плохо набирает обороты при открытии первой камеры, но холостой ход есть, вероятно, засорились каналы ГДС. Их можно попробовать продуть, не снимая карбюратор:
- Заглушите двигатель и откройте капот.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- С помощью компрессора, насоса или даже резиновой груши продуйте каналы главной дозирующей системы.
- Запустите двигатель и проверьте его работу.
Если улучшения есть, установите фильтр на место. Если нет — процедуру можно повторить или перейти к более тщательной чистке со снятием узла.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
Неправильный уровень топлива в поплавковой камере — частая причина проблем. Слишком низкий уровень приводит к обеднённой смеси, плохому разгону и повышенному расходу. Слишком высокий, наоборот, обогащает смесь и также увеличивает аппетит автомобиля. В обоих случаях требуется регулировка положения поплавка.
Важное замечание: если карбюратор постоянно «переливает» и заливает свечи, простая регулировка уровня не поможет. Скорее всего, не держит запорная игла или нарушена герметичность самого поплавка. В этом случае потребуется замена этих элементов.
Если же уровень просто не соответствует норме, отрегулировать его можно самостоятельно:
- Снимите крышку воздушного фильтра и отсоедините трос «подсоса».
- Отключите топливные шланги (подача и обратка).
- Открутите 5 винтов, крепящих верхнюю крышку карбюратора, и аккуратно снимите её вместе с прокладкой.
- С помощью штангенциркуля или линейки измерьте расстояние от верхней плоскости корпуса карбюратора до поверхности бензина. Норма для Оки — 22-23 мм.
- Если замеры не соответствуют норме, аккуратно подогните язычок, на котором крепится поплавок. Подгибайте, пока расстояние не станет правильным.
- Соберите всё в обратном порядке.
Будьте осторожны: при снятии и установке крышки запорная игла может выпасть. Чтобы этого избежать, можно при сборке создать разрежение в штуцере подачи топлива с помощью резиновой груши — это прижмёт иглу к седлу.
Настройка и стабилизация холостого хода
Проблемы с холостым ходом (двигатель глохнет, обороты «плавают», мотор работает неустойчиво) часто решаются очисткой и регулировкой без снятия карбюратора.
- Заглушите мотор, снимите крышку воздушного фильтра.
- Отключите питающий провод и выкрутите электромагнитный клапан системы ХХ.
- Закройте пальцем отверстие, откуда был выкручен клапан.
- Запустите двигатель, дайте ему поработать и несколько раз резко нажмите на газ.
- Продуйте сжатым воздухом посадочное место клапана и его жиклёр.
- Установите клапан и провод на место.
- Запустите двигатель. Если очистка помогла, мотор будет работать, но обороты ХХ будут высокими.
Теперь нужна точная регулировка:
- Вращайте винт качества (состава смеси), закручивая его до тех пор, пока обороты не начнут снижаться, и работа двигателя не станет неустойчивой.
- После этого немного открутите этот же винт (на ¼-½ оборота), чтобы двигатель вновь заработал ровно.
- С помощью винта количества оборотов установите холостой ход в диапазоне 850-900 об/мин.
Если продувка не дала результата, придётся снимать и полностью разбирать карбюратор для капитальной чистки.
Что делать, если карбюратор «переливает»
Ситуация, когда карбюратор заливает двигатель топливом, делает запуск затруднительным или невозможным. Основные причины:
- Неисправность игольчатого клапана в поплавковой камере (не держит).
- Избыточное давление, создаваемое бензонасосом (может быть связано с неработающей обратной магистралью).
- Слишком высокий уровень топлива, выставленный при регулировке.
- Нарушение герметичности поплавка (он тонет).
Диагностику начинают с визуального осмотра поплавковой камеры после её вскрытия. Проверяют состояние и герметичность поплавка, чистоту и износ запорной иглы и её седла. Чаще всего проблема решается заменой игольчатого клапана или самого поплавка в составе ремонтного комплекта.
Заключение и тюнинг
Регулярная чистка и регулировка штатного карбюратора — залог стабильной работы двигателя Оки и приемлемого расхода топлива. Для тех, кто хочет улучшить динамику автомобиля, популярным решением является установка карбюратора «Солекс» от классических моделей ВАЗ 2108-2109. Это доступный вариант тюнинга.
Если же вы предпочитаете поддерживать родной узел в порядке, представленные в статье инструкции помогут вам справиться с основными проблемами самостоятельно. Регулировка карбюратора Оки — задача вполне посильная для внимательного автовладельца.
А вам доводилось регулировать карбюратор на Оке? Какие сложности встретились? Поделитесь своим опытом и советами в комментариях!
Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте своим друзьям!
#авто #автомашина #ремонт #ремонт своими руками #ремонт автомобиля #автосервис #автосервис авторемонт #авторемонт #автолайфхак #автозапчасти
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Устройство, принцип работы и самостоятельная регулировка карбюратора на Оке.


