Забытые прототипы: советские внедорожники, которые так и не вышли в серию

Советский автопром был богат на смелые эксперименты, особенно в области полноприводных автомобилей. Помимо известных серийных моделей, существовал целый ряд уникальных прототипов — от армейских джипов до сельскохозяйственных вездеходов. Многие из них так и остались на стадии опытных образцов, а некоторые идеи нашли воплощение уже после распада СССР в виде полукустарных модификаций.

Послевоенные начинания: ГАЗ-69-76 «Труженик»

Работы над гражданскими внедорожниками в СССР активизировались после Великой Отечественной войны. Одним из первых стал секретный проект Горьковского автозавода под кодовым названием «Труженик». Целью было создание лёгкого и проходимого автомобиля для нужд сельской местности. В октябре 1947 года появился первый прототип ГАЗ-69-76, оснащённый двигателем от «Победы». На глухих боковинах его капота красовалась выштамповка с гордым именем «Труженик».

Вслед за ним были построены ещё четыре опытных образца. Их отличали полукруглые вырезы в тенте для окон, массивные крылья, упрощённые двери и новая решётка радиатора. Когда проект рассекретили, машину переклассифицировали в «артиллерийский тягач колёсный лёгкий», что определило её дальнейшую судьбу.

Московские эксперименты: от «Москвича 4х4» до ИЖ-5

В 1950-е годы инициативу перехватил Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). За три года конструкторы разработали 11 унифицированных вездеходов с разными кузовами и агрегатами от серийных моделей, предназначенных в первую очередь для сельского хозяйства.

Первенцем стал «Москвич 4х4» с 35-сильным мотором от модели М-402. Автомобиль имел откидное лобовое стекло и поперечные сиденья в задней части. Нельзя не отметить его явное внешнее сходство с американским Willys MB, чьи конструктивные решения активно заимствовались советскими инженерами.

ИЖ-5

Застой в разработке лёгких вездеходов в 1970-х годах прервал выход макетного образца ИЖ-5. На нём установили угловатый несущий кузов, двигатель и независимую переднюю подвеску от «Москвича-412», а также заднюю торсионную подвеску. Интересной особенностью была коробка передач без промежуточного вала и раздаточной коробки, что позволило снизить уровень шума и вибраций.

Возрождение идей: Москвич-415С

В начале 1970-х, после реорганизации МЗМА в АЗЛК (Автозавод имени Ленинского комсомола), конструкторы вернулись к старым наработкам. Выбор пал на открытый прототип М-415, показавшийся наиболее перспективным.

В 1973 году на свет появился вездеход «Москвич-415С». Буква «С» указывала на его сельскохозяйственное назначение. Машина получила 75-сильный двигатель от М-412, модные прямоугольные фары, продольные задние сиденья и запасное колесо, крепившееся на боковине.

Обратите внимание: Топ 3 лучших авто которые можно приобрести до 500к руб..

Предшественники легенд: от ВАЗ-2Э2121 до УАЗ-469

Особое место в истории занимают прототипы, ставшие предтечами знаменитых серийных моделей. Так, у легендарной «Нивы» (ВАЗ-2121) был свой предок. Его первый макетный вариант собрали в 1971 году.

Наиболее известным стал прототип ВАЗ-2Э2121 с характерной прямоугольной хромированной решёткой радиатора. Он успешно прошёл все испытания и послужил важным ориентиром при создании первых серийных «Нив».

УАЗ-460 и УАЗ-469

Долгий 14-летний путь от проекта до конвейера проделал и другой символ эпохи — УАЗ-469. Начав работы в 1959 году, ульяновские инженеры создали и испытали множество опытных образцов, что в итоге и привело к рождению знаменитого вездехода.

Одним из его первых предшественников был УАЗ-460 1960 года с 70-сильным мотором. Он использовал шасси от УАЗ-450 с рессорной подвеской, но был забракован из-за недостаточного дорожного просвета.

Проблему клиренса решили на второй версии — УАЗ-460Б. Дальнейшие эксперименты с кузовами и облицовкой, а также долгие испытания в итоге привели к созданию серийного УАЗ-469. В 1970-х появилась и его модификация УАЗ-469Б с жёсткой крышей, тремя боковыми окнами и увеличенным багажником.

Поздние разработки: УАЗ-3170 «Симбир»

В 1980-е годы, доработав шасси от УАЗ-469, конструкторы представили макетный образец УАЗ-3170 «Симбир». Это был вездеход двойного назначения с закрытым цельнометаллическим кузовом. Его особенностью стала рычажно-пружинная подвеска неразрезных мостов, позволившая поднять клиренс до впечатляющих 325 мм.

Какой из этих советских внедорожников-прототипов, на ваш взгляд, больше всего заслуживал серийного производства? Поделитесь мнением в комментариях.

#авто #ваз #лада #отечественный автопром #автообзор

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Пилот, Труженик и Гренадер: внедорожники из ссср, которые не дошли до производства.