Как правильно выбрать смазку для тормозных суппортов
Исправность тормозной системы — это основа безопасности водителя и пассажиров, поэтому ее обслуживанию нужно уделять особое внимание. Ключевой элемент этой системы — тормозные суппорты, которые требуют регулярного ухода. Многие, даже опытные автовладельцы, не знают, что детали этого узла необходимо смазывать. Пренебрежение этой процедурой может привести к блокировке тормозов, ускоренному износу компонентов и даже серьезной поломке. На рынке представлены различные типы смазочных материалов, и главная задача — понять, какой из них подходит именно для вашего автомобиля и условий эксплуатации.
Зачем нужна смазка в тормозных механизмах?
В процессе обычной езды корпус суппорта может нагреваться до +150–200°C, а при агрессивном стиле вождения с резкими торможениями — и до +300°C. Трущиеся поверхности, такие как колодки, разогреваются еще сильнее — до +600°C. Кроме термических нагрузок, суппорт постоянно подвергается воздействию дорожной грязи, воды, реагентов и тормозной жидкости. Специальная смазка создает защитный слой, который предохраняет металлические и резиновые детали от коррозии, закисания и преждевременного износа, значительно продлевая их ресурс.
Конструктивно суппорт перемещается по направляющим пальцам. Со временем старая смазка на них густеет, высыхает и превращается в твердый налет (коксуется), что затрудняет свободный ход суппорта, приводит к неравномерному износу колодок, появлению скрипов и стуков. В запущенных случаях это грозит заклиниванием. Качественную смазку обычно меняют одновременно с заменой тормозных колодок. Если же она пришла в негодность раньше (об этом сигнализируют указанные выше симптомы), ее необходимо удалить и нанести новую. Смазывать нужно не только направляющие, но и ряд других элементов:
- стенки рабочего цилиндра;
- внутреннюю поверхность пыльников;
- тыльные стороны тормозных колодок (для устранения скрипа);
- прижимные пружины и скобы.
Важно понимать, что для разных узлов требуются составы с разными свойствами. Также обратите внимание, что не все направляющие нуждаются в смазке. Некоторые производители (например, TEVES, LUCAS, ATE) используют пластмассовые втулки, которые смазывать не нужно — в случае износа их просто заменяют. Если металлические пальцы покрылись коррозией, их можно аккуратно отполировать, но при наличии глубоких рисок и выработки полировка бесполезна — такие детали подлежат замене.
Ключевое правило: смазке подлежат все трущиеся детали суппорта, кроме рабочих поверхностей, непосредственно контактирующих с тормозным диском (фрикционные накладки колодок). На один направляющий палец обычно требуется всего около 3 граммов пасты.
Требования к смазке для суппортов
Качественный состав должен соответствовать ряду жестких критериев, обусловленных тяжелыми условиями работы тормозной системы:
- Сохранять рабочие свойства в широком температурном диапазоне: от морозов -35°C и ниже до жары свыше +200°C.
- Быть химически инертной и не разрушать резиновые уплотнители (пыльники, манжеты) и пластиковые элементы.
- Не терять свойств при контакте с водой, тормозной жидкостью, кислотами и щелочами (дорожные реагенты).
- Обладать высокой адгезией, не смываться и не стекать с вертикальных поверхностей.
- Обладать антикоррозионными и противозадирными свойствами.
Для повышения термостойкости в состав часто добавляют специальные присадки, предотвращающие плавление и выгорание. Специализированные высокотемпературные смазки могут выдерживать кратковременный нагрев до +1400°C.
Для обслуживания тормозов рекомендуется использовать только специализированные составы от проверенных производителей.
Основные типы смазочных материалов
Все пасты для тормозных систем можно разделить на три большие группы по составу:
- Противозадирные пасты с металлическими добавками (медь, молибден).
- Пасты на минеральной основе.
- Пасты на синтетической (чаще всего силиконовой) основе.
Каждый тип имеет свою сферу применения. Например, противозадирные составы отлично подходят для обработки нерабочих поверхностей колодок и скоб, но не годятся для направляющих. Давайте разберемся подробнее.
Противозадирные пасты с металлическими добавками
Эти материалы отличаются исключительной термостойкостью, сохраняя свойства от -180°C до +1100°C. Основой служит минеральное или синтетическое масло, в которое добавлен мелкодисперсный металлический порошок. В качестве добавок используют:
- дисульфид молибдена или медный порошок;
- композитные смеси графита, меди и алюминия;
- керамические или силикатные мелкодисперсные порошки.
Главное назначение таких паст (их часто маркируют как Anti-Seize) — предотвращение скрипов и задиров. Они обладают высокой вязкостью, не текут, защищают от коррозии и не испаряются. Классический пример — популярная медная противоскрипная паста.
Важное предупреждение: Эти пасты нельзя использовать для смазки направляющих пальцев суппорта и поршней! Их применение в этих узлах приведет к ухудшению подвижности, подклиниванию колодок и перегреву всей системы.
Пасты на минеральной основе (Rubber Grease)
В их состав входят минеральные масла, загустители (например, бентонит), жирные кислоты и иногда металлические частицы. Рабочий диапазон обычно от -45°C до +185°C, что достаточно для спокойной манеры езды. Эти пасты не стекают и не твердеют в указанных пределах. Они отлично подходят для обработки резиновых пыльников, уплотнений, втулок, тыльной стороны поршня, но, как и предыдущий тип, не рекомендуются для смазки направляющих пальцев и цилиндров.
Пасты на синтетической (силиконовой) основе — универсальное решение
Это, пожалуй, самый популярный и рекомендуемый специалистами тип смазки для комплексного обслуживания суппортов. Основой служит силиконовое масло с добавлением загустителей и улучшающих присадок. Их преимущества:
- Широкий температурный диапазон (примерно от -40°C до +300°C).
- Полная инертность к воде, тормозной жидкости, кислотам и щелочам.
- Безопасность для резиновых и пластиковых деталей.
- Диэлектрические свойства (не проводит ток).
- Универсальность: подходят для смазки направляющих, поршней, пыльников и других узлов.
Именно силиконовые смазки часто считаются оптимальным выбором, так как одной упаковкой можно обслужить все необходимые элементы суппорта, что удобно и экономично. Для улучшения противозадирных свойств в них иногда добавляют дисульфид молибдена или графит. Лучше всего ориентироваться на рекомендации производителя вашего автомобиля, но если такой информации нет, силиконовый состав будет надежным вариантом.
Обзор популярных смазок для тормозных суппортов
Рассмотрим несколько известных продуктов, представленных на рынке.
Slipkote 220-R DBC — высококачественная смазка, часто называемая лучшей в своем классе. Выпускается в тубах по 85 г. Это неплавящаяся паста на основе высокоочищенных масел с присадками. Обладает отличными антикоррозионными и противоизносными свойствами, не смывается, не взаимодействует с резиной и пластиком. Диапазон рабочих температур: от -46°C до +299°C. Универсальна, подходит для всех узлов суппорта (кроме барабанных тормозов).
Molykote Cu-7439 Plus — американская паста на полусинтетической основе с медным порошком. Температурный диапазон от -30°C до +600°C. Обладает отличными защитными свойствами, не смывается. Несмотря на то что содержит медь и позиционируется как противозадирная, по отзывам многих автовладельцев успешно используется для направляющих.
XADO VeryLube — смазка в форме спрея. Рабочий диапазон от -30°C до +400°C, безопасна для резины. Требует нанесения в несколько слоев. Отзывы неоднозначны: некоторые пользователи довольны, другие отмечают склонность к закоксовыванию на направляющих.
МС-1600 — российская универсальная паста с заявленным диапазоном от -50°C до +1000°C. Большинство отзывов положительные, но есть и критика. Производитель также выпускает специализированную пасту МС-1630, разработанную именно для направляющих суппортов. Внимание: МС-1600 несовместима с тормозной жидкостью стандарта DOT 5.0.
LIQUI MOLY предлагает две популярные пасты: Bremsen-Anti-Quietsch-Paste 7585 (серо-голубая, керамическая) и Anti-Quietsch-Paste 7656 (красная, синтетическая). Первая — термостойкая (+1200°C) антискрипная паста, но для направляющих не подходит. Вторая (красная) предназначена именно для смазки направляющих пальцев и пыльников (рабочая температура до +250°C), но как антискрипная неэффективна.
TRW Automotive PFG110 — специализированная паста для направляющих. Обладает отличными водоотталкивающими, антикоррозионными и износостойкими свойствами, инертна к тормозной жидкости и резине.
ЦИАТИМ-221 — классическая кальциевая пластичная смазка отечественного производства. Диапазон рабочих температур от -60°C до +150°C (кратковременно до +200°C). При температурах выше +200°C может становиться текучей. Часто выпускается в большой таре, что не очень удобно для разового обслуживания тормозов.
Чем смазывать тормозные суппорты категорически нельзя
Ни в коем случае не используйте для этих целей обычные универсальные или автомобильные смазки, такие как Литол, Солидол, Нигрол, Графитная смазка. Их температурная стойкость не превышает +65–100°C, при нагреве они плавятся и стекают. Более того, они могут вызывать разбухание и разрушение резиновых пыльников и уплотнений (особенно это касается Литола), что приведет к попаданию грязи и влаги в механизм и его быстрому выходу из строя.
Выбор правильной смазки — ответственная задача. Руководствуйтесь рекомендациями производителя автомобиля, изучайте отзывы и назначение конкретного состава. Использование специализированных средств — это инвестиция в безопасность и долговечность вашей тормозной системы.
А какой смазкой для суппортов пользуетесь вы? Делитесь своим опытом и мнением в комментариях!
Подписывайтесь, задавайте вопросы и рассказывайте о нашем проекте друзьям!
#авто #отечественный автопром #автообзор #пдд #безопасность #штрафы #автомашина #кино #путешествия #технологии
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Смазка для тормозных суппортов и направляющих: какая бывает, как выбрать, рейтинг.
