Рождение легенды
Когда речь заходит о старейших автомобильных брендах, на ум приходят Ford или Fiat. Однако история мирового автопрома была бы неполной без упоминания российского первенца — марки Russo-Baltique. Давайте вместе откроем забытые страницы отечественного автомобилестроения.
История бренда началась в 1908 году в Риге, где при Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) был создан автомобильный отдел. Руководителем назначили Ивана Фрязиновского, а главным конструктором стал 26-летний бельгиец Жульен Поттера, ранее работавший на фирме «Fondu». Именно автомобили «Fondu» послужили прототипом для первых машин, которые изначально носили полное название «Русско-Балтийский». Со временем оно сократилось до более звучного «Руссо-Балт», происходящего от французского варианта — Russo-Baltique.
Для усиления позиций в 1910 году РБВЗ выкупил «Экипажную фабрику Фрезе и К» — предприятие российского автопервопроходца Петра Фрезе. Его мастерские в Петербурге были преобразованы в первую в России официальную станцию технического обслуживания автомобилей.
Легендарные модели Руссо-Балта
Флагман: модель С
Первой серийной моделью завода, выпуск которой стартовал 26 мая 1909 года, стал «Руссо-Балт С-24/30». Индекс модели раскрывал её характеристики: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальная. Двигатель объёмом 4.5 литра обеспечивал автомобилю солидные для того времени динамические качества. Эта модель стала самой массовой в истории завода — было выпущено 347 экземпляров.
Модель C-24/30.
Народная модель: серия К
Модель К-12/20.
Модель «К», выпускавшаяся с 1909 по 1914 год, была самой доступной в линейке. Её двигатель рабочим объёмом 2.2 литра в модификации К-12/20 получил передовую для своего времени конструкцию: цилиндры, отлитые общим блоком, и термосифонную систему охлаждения без насоса. Именно эту модель чаще всего приобретали для личного пользования. Среди её владельцев были поэт, великий князь Константин Константинович, граф Сергей Витте и промышленник Эдуард Нобель. Всего за шесть лет было выпущено 141 автомобиль серии К.
Модель С-24: долгожитель завода
Самая дорогая и технически совершенная легковая модель «С-24» выпускалась вплоть до 1918 года. Эти автомобили с открытыми шестиместными кузовами «торпедо» широко использовались в русской армии в качестве штабных машин. На их шасси устанавливались также кузова ландоле, лимузины и даже создавались двухместные гоночные версии и полугусеничные автосани. Всего было выпущено 347 автомобилей этой серии в различных кузовах.
Война, революция и закат бренда
Ход истории резко изменил судьбу завода. Осенью 1915 года, во время Первой мировой войны, по приказу Николая II автомобильное производство было эвакуировано из Риги в Москву. В 1916 году для завода приобрели поместье Покровское-Фили, где 1 июля 1917 года запустили «Второй автомобильный завод Руссо-Балт».
Однако после революции 1918 года завод был национализирован и переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году была предпринята последняя попытка возродить производство — под маркой «Промбронь» выпустили несколько автомобилей, представлявших собой слегка модернизированные «Руссо-Балты С-24/40». Но уже в 1923 году завод перешёл в концессию немецкой фирме «Junkers» для выпуска самолётов. Так закончилась славная пятнадцатилетняя история первого российского автомобильного бренда.
Спортивная слава и инженерная смекалка
Автомобили «Руссо-Балт» прославились не только как надёжный транспорт, но и как успешные гоночные машины. В 1912 году экипаж в составе Андрея Нагеля и Вадима Михайлова на «Руссо-Балте» занял почётное 9-е место в абсолютном зачёте престижного ралли Монте-Карло, стартовав из Санкт-Петербурга и получив специальный приз за наибольшую пройденную дистанцию. Кроме того, «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, покорившим вершину вулкана Везувий.
Интересный факт: рождение шипов
С легендарным пробегом Нагеля связана занятная история. Говорят, что во время соревнований на его модели С-24/55 порвались цепи противоскольжения. Не растерявшись, Андрей Платонович обмотал покрышки ремнями, предварительно набив в них гвоздей. Эта импровизация не только помогла продолжить гонку, но и вошла в историю как один из первых прообразов современных шипованных шин.
Наследие и вопросы
История Russo-Baltique — это история смелых инженерных решений, спортивных побед и трагического прерывания развития целой отрасли. Успехи в ралли, признание у аристократии и государственные заказы свидетельствовали о высоком потенциале бренда. Остаётся лишь гадать, смогли бы «Руссо-Балты» со временем составить конкуренцию ведущим европейским маркам, если бы не глобальные потрясения начала XX века. А как вы думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.
#автомобиль #автомобильная история #машина #Россия #росийскаяимперия #20век #автопром россии #отечественныйавтопром #наш автопром
Спасибо за внимание!
Если вам понравился этот экскурс в историю, поддержите статью лайком и подпишитесь, чтобы не пропустить новые материалы. Всего доброго!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Russo Baltique - первый автомобильный бренд Российской Империи.

