Путешествие в советском купе: от Омска до Красноярска сквозь дым и воспоминания

Ожидание поезда в Омске

Путешествие из Омска в Красноярск началось в приподнятом настроении. Отпуск складывался удачно, Омск не разочаровал, а Красноярск виделся долгожданным финальным аккордом. Я с нетерпением ждал отправления, ведь предстояло преодолеть значительное расстояние по земле, куда я ещё не забирался.

Омский вокзал расположен в своеобразном районе. За короткое время ожидания у кафе мне трижды пришлось пообщаться с местными жителями в нетрезвом виде. Это наводило на размышления — то ли меня принимали за своего, то ли мой вид был слишком располагающим. На фото — пригородный вокзал, представляющий собой целый комплекс зданий.

Мы прошли в зал ожидания. Народу было немного: кто-то смотрел мультфильмы по телевизору. Увидев на табло наш поезд «Кисловодск-Тында», я отправился на прогулку по вокзалу. Загадочная Тында, конечный пункт маршрута, часто мелькала в этой поездке, и даже возникла мысль её посетить. Однако, взглянув на фотографии в интернете, я охладел к этой идее.

Омский вокзал производит впечатление «дорого-богато». Пространство заполнено рекламой, а на входе, как и везде, установлены рамки металлоискателей.

Роскошная люстра, висящая над рамками и охраной, навеяла одну озорную и вздорную тему для рассказа.

Главное достоинство омского вокзала в 2021 году — работающая детская площадка. За этот год я побывал на вокзалах Краснодара, Орла, Уфы, Челябинска, Новороссийска — нигде площадки не работали. Зато они функционировали в аэропортах Внуково и Красноярска. Где здесь логика?

В путь: советское купе и сибирские просторы

На платформе царило небольшое оживление, хотя поезд стоял целых 42 минуты. Я поспешил запечатлеть классическую сцену «прибытие поезда».

Войдя в вагон, я впервые за всю поездку приуныл. Мы брали купе, но оно оказалось старым, советским, а это верный признак, что туалеты будут закрыты половину пути. К счастью, составители поезда разместили рядом два новых вагона, где санузлы работали круглосуточно.

Обнаружив новые вагоны, я успокоился. Да и для сына было полезно прикоснуться к прошлому. Лет через двадцать он, возможно, вспомнит, как видел купе совсем другого образца. Постепенно такие вагоны становятся историей.

Поезд тронулся, и мы сели ужинать. К восьми вечера самое время для трапезы. На этот раз мы взяли еду с собой — фаст-фуд, но это лучше, чем вермишель быстрого приготовления. Хотя и она была в запасе: в пути предстояло провести около суток, и разнообразие в питании необходимо.

За окном проплывали окраины Омска, города, в который я вряд ли вернусь, хотя судьба непредсказуема. Пару лет назад я и не думал, что смогу сюда добраться. Омск стал для меня тринадцатым по счёту российским мегаполисом, а впереди ждал Красноярск.

Буквально через двадцать минут окраины сменились полями и лесополосами. В этой части Сибирь ещё не совсем ощущалась как Сибирь, хотя, наверное, зимой впечатление было бы иным.

Как небоскрёбы из прошлого, на горизонте возникали элеваторы. Рядом Казахстан, и когда-то всё это строилось для освоения целины. Интересно, используются ли они сейчас? На заброшенные строения они не похожи.

Постепенно спускались сумерки, и сквозь стекло фотографировать стало бессмысленно.

По традиции мы уселись пить чай. В Омске купили местный зефир. Долго я искал в магазинах местный шоколад или печенье, но так и не нашёл. Неужели в Омске не производят кондитерских изделий, кроме зефира? Чай, как полагается, купили у проводницы.

Ночь в пути и утренние станции

После чая все постепенно улеглись спать. Дочь ещё долго ворочалась в темноте, но в итоге заснула. Заснул и я, но посреди ночи внезапно проснулся.

Обратите внимание: Самая дорогая Toyota Century стоимостью выше 10 млн. руб..

Я понял, что поезд стоит на большой станции, и выскочил на перрон. Это был Новосибирск. Мы прибыли в 4:19 и стояли там 52 минуты.

С этого вокзала осенью 2014 года мы с семьёй уезжали в Алма-Ату. Дочки тогда ещё не было, а сын не ходил в школу. Я хорошо помню мелкий противный дождик, который кончился, лишь когда мы уехали в степь. Кажется, это было недавно, но с тех пор прошла целая личная эпоха.

Пока я спал, мы проехали станции с прекрасными названиями вроде Юрги или Тайги. На улицу я вышел уже в Мариинске. Здесь сразу чувствуешь себя в центре крупного сортировочного пункта: грузовые составы тянутся к самому горизонту. Вот она — мощь российской железной дороги.

Теперь, когда кто-то заводит речь о невыгодности железнодорожных грузоперевозок, я буду вспоминать эту картину. Моё внимание привлёк контейнер с надписью Maersk. У себя в Балтийске я их часто вижу. Оказалось, это датская компания, которой принадлежит около 18% всех контейнерных перевозок в мире. Немалый куш.

Где-то за вокзалом раскинулся Мариинск, небольшой городок. Отсюда уже рукой подать до Кемерово. Мои главные культурные ассоциации с этими краями — песня Гребенщикова про человека из Кемерово, который придёт и молча всё поправит.

Поезд неспешно двигался дальше. Я уже предвкушал чудеса Красноярска. Город посреди гор не может быть неинтересным.

За окном по-прежнему не было заметно резких изменений в природе. Сибирь как Сибирь. Подобные пейзажи можно встретить и в Поволжье, и в Черноземье. Звучит наивно, но я не географ.

Завтрак в вагоне-ресторане и надвигающийся смог

Завтракать мы решили в вагоне-ресторане. Цены там не соответствуют качеству, не говоря уже об обслуживании. Нас встретили два уставших мужчины, которые лениво принимали заказ и так же готовили.

Половины блюд из меню не было. Оказалось, продукты закончились ещё до Урала. Почему нельзя пополнить запасы на других станциях — неясно. Вагоны-рестораны, насколько я понимаю, не относятся к РЖД, это частные компании, которых нанимают. Судя по всему, они не заинтересованы в клиентах, так как деньги и так капают. Я убеждён, что в таком виде вагоны-рестораны не нужны. Лучше отдать их сетевым производителям фаст-фуда — толку было бы больше.

За окном наконец-то начали меняться пейзажи. Местность стала холмистой, живописно уходя то вниз, то вверх от полотна, поросшего берёзами, соснами и кедрами.

Смотрите, какая красота.

Красота красотой, но завтрак быстро забылся, и пришлось лезть в наши запасы: любимая лапша и колбаса. 20 часов в поезде — это ерунда. Меня не покидает блажь проехать как-нибудь трое суток. Хотя с современными ценами такое расстояние дешевле преодолеть на самолёте.

Мелькнула электричка и какое-то промышленное сооружение.

Одинокая труба и холмы на горизонте.

В это время я ещё не понимал, что небо меняется подозрительно. Меня больше увлекали железнодорожные составы. Во-первых, это красиво.

Разве не прекрасно?

Но где-то в этом районе я начал тревожиться из-за цветовой гаммы неба. Было очевидно, что собирается не дождь, а нечто такое, с чем я прежде не сталкивался.

В окрестностях станции с забавным названием Козулька я услышал разговоры о пожарах.

Я не знаток географии, но примерно представляю, где находится Якутия. До Красноярска оттуда далеко. Глядя в окно, я приуныл. Если сейчас там такая обстановка, то вряд ли что-то изменится и через день.

Как показала дальнейшая история, изменений и не было.

Прибытие в Красноярск, окутанный дымом

Начались окраины Красноярска.

Приближаемся к конечной для меня станции в этом путешествии.

Вот он и Красноярск. Поезд едет дальше, к Анзёби и Хани, но мы приехали.

Поднявшись на путепровод, я, честно говоря, приуныл. Видимость отсутствовала, и затея ехать к знаменитым Столбам уже не казалась привлекательной.

Просматривалась лишь сама станция, да и то на небольшое расстояние.

С той стороны мы только что приехали.

Однако делать нечего — нужно двигаться в город. Осматривать вокзал изнутри желания не было, я даже растерялся. Против природы аргументов не было.

Добрёл до замечательного советского панно и начал обдумывать, чем заменить поездку к Столбам. Ответ нашёлся быстро: если нельзя гулять по лесу, почему бы не погулять по Дивногорску?

Впрочем, в тот момент я всё ещё лелеял надежду, что смог рассеется и всё пойдёт по плану.

Но о самом городе и его странной видимости поговорим в следующей части. С поездами и вокзалами в этом году я заканчиваю. На сегодня у меня всё, спасибо за внимание и до новых встреч.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Дорога в советском купе из Омска в Красноярск.