Ситуация на мировом рынке выглядит парадоксально. Уже несколько месяцев подряд мы слышим о глобальном дефиците полупроводников, и главным доказательством этого служат регулярные остановки автомобильных конвейеров. Производство приостанавливается не навсегда, а на срок от недели до двух, ожидая поставок критически важных микрочипов. Без них современный автомобиль, напичканный электроникой, превращается в груду металла — не работают ни системы управления двигателем, ни мультимедийные комплексы, ни цифровые приборные панели.
Автопроизводители несут колоссальные убытки, вынужденно сокращая выпуск и компенсируя потери ростом цен. Покупатели сталкиваются с длительными ожиданиями заказа или завышенными ценами на складах. При этом рынок потребительской электроники, казалось бы, не испытывает таких потрясений. Смартфоны, планшеты и ноутбуки продолжают выпускаться огромными тиражами, а о приостановке производства на заводах Apple или Samsung из-за нехватки чипов новостей не поступает. Возникает резонный вопрос: почему дефицит бьет избирательно?
Техническая сторона вопроса: похожи ли чипы?
На первый взгляд, микросхемы, используемые в автомобильной мультимедийной системе и, например, в смартфоне, решают схожие задачи: обработка звука, видео, работа с картами. Разница в архитектуре, безусловно, есть, но она не настолько фундаментальна, чтобы объяснить катастрофический разрыв в доступности. Более того, автомобильные чипы зачастую выполняют менее ресурсоемкие вычисления по сравнению с флагманскими процессорами для гаджетов. Теоретически, некоторые компоненты могли бы быть даже взаимозаменяемыми, что лишь усиливает недоумение.
Заговор или рыночная логика?
Парадоксальная ситуация порождает конспирологические теории. Первое, что приходит на ум — сговор автогигантов с целью искусственного создания дефицита и взвинчивания цен. Однако в условиях конкурентного рынка такой сценарий маловероятен. Рано или поздно найдется производитель, который, нарушив «джентльменское соглашение», нарастит выпуск и захватит долю рынка, пока конкуренты простаивают. Покупатель всегда выберет доступный автомобиль здесь и сейчас, а не обещание поставки через полгода.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Совокупность факторов и новая реальность
Реальная причина, скорее всего, лежит в плоскости сложной совокупности факторов. Изначальный дефицит был спровоцирован пандемийными остановками в 2020 году и взрывным спросом на электронику. Производители чипов, такие как TSMC, переориентировали мощности на более прибыльные и технологически продвинутые заказы от IT-сектора, отодвинув автопром в конец очереди. Автомобильная промышленность, со своей жесткой, но менее гибкой системой долгосрочных контрактов и требований к надежности чипов, оказалась в проигрыше.
Сегодня фабрики полупроводников наращивают производство, о чем свидетельствует рост их прибылей. Теоретически, рынок должен вскоре насытиться. Однако здесь возникает новый риск. Производители автомобилей могли осознать побочную выгоду от периодических остановок — искусственно поддерживаемый дефицит позволяет держать цены на высоком уровне. Будущее покажет, возобладает ли здоровая конкуренция и найдется ли та самая «Тойота», которая вернет рынок к равновесию, или нас ждет новая реальность с хроническим дефицитом и завышенными ценами.
А как вы считаете, в чем истинная причина такого избирательного дефицита микрочипов?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему в мире стоят автомобильные заводы из-за нехватки чипов, но при этом гаджеты выпускаются исправно.