Несколько статей назад я начал серию публикаций про открывшийся пару месяцев назад на ВДНХ «Музей Москвича».
Первым экспонатом, который встречает всех гостей в главном фойе музея стал малолитражный КИМ-10-50. О нём я рассказал вам ранее.
Посещение основной экспозиции музея также начинается с автомобильчика КИМ, но намного более редкого.
Итак, перед нами КИМ-10-51, и я практически уверен, что вы никогда не видели такой в живую.
Фото автора. Город МоторовВариант с кузовом фаэтон
КИМ-10-51 был модификацией модели 10-50 и отличался открытым кузовом фаэтон.
Чтобы вы понимали редкость этого экземпляра: в 1941 году была сделана установочная партия всего из 10 единиц. В серийное производство фаэтон так и не попал.
Это в разы меньше, чем объём выпуска КИМ-10-50, который также был смешным — чуть более 300 единиц.
Вероятно, осознавая ценность конкретно этого экземпляра, его было решено не восстанавливать, а оставить в том виде, в котором он сохранился.
Фото автора. Город МоторовДаже исторических фотографий на просторах Интернета всего две: одна летняя с каких-то соревнований, а вторая сделана зимой в Москве. Обе датируются 1941 годом.
Кстати, немного расстроила сопровождающая этот стенд табличка. Во-первых, перед нами определённо точно не КИМ-10-50, а, как уже было сказано выше, модель 10-51 с кузовом фаэтон.
А во-вторых, в качестве отсылки к кинематографу указывается фильм «Сердца Четырёх».
Если посмотрите на кадры из фильма (начиная с отметки 34:25), то вы поймете, что там снимался не оригинальный КИМ-10-51, а иностранный Ford Prefect Tourer, который стал прообразом КИМа.
Отличия от КИМ-10-50
С технической точки зрения КИМ-10-51 не отличался от КИМ-10-50 с кузовом двухдверный седан.
Это значит, что под капотом всё еще трудился 30-сильный моторчик от Ford Prefect рабочим объемом 1170 кубических сантиметров, объединённый с трёхступенчатой механической коробкой передач.
Цельнометаллический полунесущий кузов был объединён в общую силовую структуру с рамой.
Фото автора. Город МоторовОсновные отличия КИМ-10-51 заключались именно в кузове.
Обратите внимание: Самый безумный седан в истории.
Вместо жёсткой крыши тут появился складной матерчатый верх, закреплённый на каркасе из металлических дуг, связанных шарнирами.Складывался он, естественно, вручную и крепился к рамке лобового стекла при помощи двух «барашков».
Посмотреть, как механизм складывается, можно вот в этом видеоролике.
Фото автора. Город МоторовМеханизм складной крыши был создан нашими конструкторами и не копировал Ford Prefect Tourer. Хотя концептуально всё же был схож.
Тент закреплялся на задней стенке кузова (через прошву), на основной задней дуге и на лобовом брусе.
Другие дуги не имели крепления к тенту и служили лишь для поддержки.
В сложенном виде тент укладывался поверх кузова и закрывался специальным чехлом, защищающим его от грязи и пыли.
Фото автора. Город МоторовЕще одной особенностью КИМ-10-51 было отсутствие оконных рамок у дверей и задних крыльев.
Соответственно, двери не имели механизмов подъема окон (ввиду отсутствия самих окон), а для эксплуатации в зимнее время и непогоду предусматривались мягкие тканевые секции с вшитыми окнами.
Для крепления боковин на бортах кузова были сделаны специальные гнезда.
Тент в задней части также имел небольшое окно для обзора через зеркало заднего вида.
Фото автора. Город МоторовЕсть еще один экземпляр
Интересно, что до недавнего времени единственным сохранившимся КИМ-10-51 считался отлично восстановленный экземпляр, созданный в мастерской Алексея Заславского для музея УГМК. Именно его вы видели на видеоролике выше.
Останки редкого автомобиля были обнаружены на автосвалке, а процесс восстановления занял восемь лет!
Причем шесть из них ушло на подготовительные работы: поиск чертежей, их изучение, а также поиск недостающих деталей.
Фото автора. Город МоторовВыставленный в «Музее Москвича» экземпляр далёк от идеального состояния.
Но если автомобиль из УГМК, фактически, является репликой, у которой элементы складного верха воссозданы вручную (хотя и очень точно, по заводским чертежам), то этот КИМ-10-51 — полностью оригинален.
Большая удача обнаружить такой редкий автомобиль в подобном очень достойном состоянии. Только ради него стоит посетить этот музей.
Фото автора. Город МоторовТолько скажите кто-нибудь руководству музея, чтобы исправили косяки с сопроводительной табличкой!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Самый редкий советский автомобиль: было выпущено 10, сохранилось 2 — ким-10-51.