Самые странные автогонки в истории: что было до Формулы-1 и nascar?

Автогонки сегодня — это соревнование в совершенстве. Автомобили, экипажи, водители: каждая деталь была доведена до идеала за 150 последних лет. Это скучно.

А как насчёт прежних гонок? Где экипаж — это те, кто построил машину, которая, кстати, может развалиться в любой момент. Отправьте их соревноваться на простую грунтовую дорогу, предназначенную для телег и пешеходов, и назовите это гонкой! Речь сегодня пойдёт о самых ранних днях автогонок. До Формулы-1 и NASCAR, до каких-либо правил, почти до того, как автомобили стали обыденностью.

С чего всё начиналось

Перенесёмся в 1867 год: именно тогда состоялась первая в истории гонка между двумя самодвижущимися транспортными средствами.

В Манчестере две паровые кареты соревновались на дистанции в целых восемь миль. Но на финише не было ни клетчатого флага, ни кричащей толпы, празднующей создание нового вида спорта. Во-первых, гонка состоялась в 4:30 утра. Во-вторых, мы даже не знаем, кто был победителем. Почему? На самом деле, это забавная история…

Паровая карета Исаака Уотта Бултона, используемая в первой в истории гонке между самоходными дорожными машинами.

Причина как раннего старта, так и анонимности заключалась в том, что ещё в 1867 году в Соединённом Королевстве применялись строгие правила дорожного движения, называемые “Законами о красном флаге”. Чтобы управлять любой самоходной машиной на дорогах общего пользования, нужно было следовать двум главным правилам.

Во-первых, для управления требовалось по крайней мере три человека. Во-вторых, один из них должен был идти в шестидесяти ярдах (55 метрах) перед автомобилем, медленно размахивая красным флагом или фонарём, чтобы предупредить прохожих о приближающейся опасности.

Очевидно, эти законы не слишком благоприятствовали автогонкам, поэтому первые гонщики их обходили. Конечно, это означало, что первая автомобильная гонка была противозаконной, поэтому никто не взял на себя ответственность за вождение победившей машины.

Так что никакого большого праздника, никаких шикарных дам, раздающих трофеи и венки, но автогонки официально родились. Ну, вообще-то, не совсем…

Золотая медаль за участие

На самом деле, современные автогонки ещё не родились. Потому что сегодня гоночные автомобили приводятся в движение совсем не паром...

Первая организованная гонка среди автомобилей с бензиновым двигателем внутреннего сгорания состоялся 28 апреля 1887 года. Итак, это был день рождения автогонок? Да... и нет. В основном, нет.

В этот день в Париже прошло соревнование, устроенное главным редактором издания Le Vélocipède. Победителем стал Джордж Бутон на машине, которую он и его партнёр построили для своей молодой автомобильной компании.

Обложка журнала Le Vélocipède, 21 апреля 1871

Итак, была гонка, и был победитель на добросовестно пожиравшем топливо гоночном автомобиле. Почему автогонки не родились в тот день? Ну, можно ли назвать это гонкой, если в ней принял участие только один экипаж?

Всё верно: никто больше не пришёл на первую в истории автомобильную гонку. Если вы назовёте это гонкой, то многие из нас выиграли бесчисленное множество гонок в своей жизни... И, поскольку нам вряд ли хватит дома места для такого количества трофеев, придётся признать, что гонкой это не было. Поиски продолжаются…

Автомобиль среди велосипедов

Сразу предупреждаю: следующая гонка тоже не в счёт. Почему?

Обратите внимание: Самый безумный седан в истории.

Потому что машина соревновалась с... велосипедами. Кроме того, она проиграла. Ужасно!

Квадрицикл Peugeot Type 3 соперничал с лучшими велосипедистами Франции в 1891 году на маршруте Париж-Брест-Париж. К тому времени, как "Пежо" с грохотом въехал в Брест, победивший велосипедист уже праздновал возвращение в Париж...

"Ветчина на пару"

Следующий случай вновь немного сомнителен. Маршрут Париж-Руан 1894 года кажется первой в истории автогонкой. В ней принял участие 21 гонщик. Никто не ездил на велосипедах. Большинство из них добрались до финиша. Они сделали перерыв только на полуторачасовой обед... Ладно, это было немного не в тему. Но, клянусь, в остальном это была настоящая гонка!

Париж-Руан сомнителен из-за детали, о которой уже шла речь ранее: об отсутствии паровых двигателей. И пусть большинство машин были заправлены бензином, но победителем стала аппарат на чистом пару.

Паровой двигатель Де Диона-Бутона позволял развивать в среднем колоссальные 19 км/ч, в результате опередив самый быстрый бензиновый автомобиль на три минуты и 30 секунд. Проклятый пар! Когда же наконец родятся автогонки?

Альбер Леметр на своем Peugeot Type 5 мощностью 3 л. с. прибыл на трассу Париж–Руан.

Наконец, автогонки родились 11 июня 1895 года на маршруте Париж-Бордо-Париж. Ладно-ладно, в этой гонке всё ещё были паровые двигатели, но на этот раз бензиновые автомобили заставили паровые наглотаться пыли из-под колёс. Подавляющее большинство паровых машин не завершили изнурительную 732-мильную гонку, и самый быстрый из них был более чем на 40 часов медленнее победителя.

Пар умер. Автогонки родились.

Вон с дорог!

В последующие восемь лет гонок становилось всё больше и больше, но важно помнить: все они проходили на дорогах общего пользования.

Представьте себе, как мимо вас проносится куча машин Формулы-1, когда вы едете на работу. Конечно, ранние автомобили не были такими быстрыми, но с каждым годом они становились всё быстрее. Катастрофа была лишь вопросом времени.

Гонки на открытом воздухе во Франции закончились после ужасной аварии, в результате которой в 1903 году погибло девять человек.

В последующие годы началось строительство специальных гоночных трасс, начиная с трассы Аспендейл в Австралии. Вскоре после этого Бруклендс стал первой трассой Великобритании, а также был построен Индианаполис Мотор Спидвей, вероятно, самый культовый трек в США.

Часть старой Бруклендской гоночной трассы.

Конец начала

Мы приближаемся к гонкам в том виде, в котором мы их знаем сегодня: к гонкам на спортивных автомобилях. До этого не строилось машин, предназначенных специально для гонок. Но автомобилестроение быстро развивалось, и вскоре инженеры начали создавать модели, рассчитанные на развитие максимальной скорости.

Первым соревнованием по гонкам на спортивных автомобилях стала Targa Florio в 1906 году, и вскоре после этого появилось ещё много других.

Такие гонки становились всё более и более популярными, и к 1930-м годам такие компании, как Alfa Romeo, Auto Union, Bugatti и Mercedes-Benz, начали выпускать чисто гоночные автомобили, а не использовать в гонках лучшие дорожные модели. И на этом закончилась эпоха удивительных первых автогонок.

Хотите ещё истории? Подписывайтесь в раздел и пишите в комментариях, о чём хотите почитать!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Самые странные автогонки в истории: что было до Формулы-1 и nascar?.