Современные автогонки — это синоним технологического совершенства. Каждая деталь автомобиля, работа экипажа и мастерство пилота отточены за полтора столетия развития. Но в этой безупречности есть и своя скука. А что, если заглянуть в прошлое, в эпоху, когда гонки были настоящим приключением? Когда команда — это те же люди, что построили хрупкую машину, способную развалиться на первой же кочке. Представьте, как они мчатся по грунтовой дороге, больше подходящей для телег, и называют это соревнованием! Давайте перенесёмся в самые ранние, дикие и невероятные дни автогонок — задолго до появления Формулы-1, NASCAR и каких-либо внятных правил, когда сам автомобиль был чудом.
Нелегальный рассвет: первая гонка в истории
Наш путь начинается в 1867 году в Манчестере. Именно здесь состоялось первое в мире состязание между двумя самодвижущимися экипажами — паровыми каретами. Дистанция в восемь миль казалась огромной, но праздника на финише не было. И на то были веские причины. Во-первых, старт был назначен на 4:30 утра. Во-вторых, имя победителя кануло в лету. Почему? История напоминает авантюрный роман.
Паровая карета Исаака Уотта Бултона, использовавшаяся в первой в истории гонке между самоходными дорожными машинами.
Всё дело в жёстких британских «Законах о красном флаге». Чтобы выехать на дорогу общего пользования, самоходной машине требовалась команда из трёх человек, один из которых должен был идти в 55 метрах впереди, размахивая красным флагом для предупреждения прохожих. Естественно, такие правила не способствовали скоростным соревнованиям. Поэтому первая гонка была нелегальной, проводилась тайно, и никто не осмелился назвать себя победителем. Никаких трофеев, никаких толп — лишь робкое, противозаконное рождение идеи гонок. Хотя, как выяснится, это было ещё не совсем то рождение.
Гонка для одного: золотая медаль за участие
Почему же не совсем? Потому что современные гонки ассоциируются с бензиновыми двигателями, а не с паром. Первая организованная гонка для машин с двигателем внутреннего сгорания состоялась 28 апреля 1887 года в Париже по инициативе редакции журнала Le Vélocipède. Победителем стал Джордж Бутон на автомобиле собственной конструкции. Казалось бы, вот он — день рождения! Но загвоздка в том, что Бутон был единственным участником. Можно ли назвать гонкой соревнование с одним экипажем? Если да, то каждый из нас — многократный чемпион. Поиски настоящих, массовых автогонок продолжались.
Обложка журнала Le Vélocipède, 21 апреля 1871.
Позорное поражение: автомобиль против велосипедов
Следующая попытка тоже не увенчалась славой для автомобиля. В 1891 году квадрицикл Peugeot Type 3 вышел на старт гонки Париж-Брест-Париж, но его соперниками были... велосипедисты. И что же? К тому моменту, когда «Пежо» с трудом добрался до Бреста, победивший велосипедист уже успел вернуться в Париж и отпраздновать успех. Автомобиль безнадёжно проиграл, что лишь подогревало скептицизм публики.
Обратите внимание: Самый безумный седан в истории.
«Ветчина на пару»: сомнительная победа пара
Гонка Париж-Руан 1894 года выглядела куда серьёзнее: 21 участник, большинство — на бензиновых машинах. Казалось, вот оно! Но и здесь судьба подшутила. Несмотря на преобладание бензиновых двигателей, победу одержал паровой автомобиль Де Диона-Бутона, который со средней скоростью 19 км/ч обошёл самого быстрого бензинового соперника. Пар вновь восторжествовал, отодвинув момент истинного триумфа бензиновых технологий.
Альбер Леметр на своем Peugeot Type 5 мощностью 3 л. с. прибыл на трассу Париж–Руан.
И, наконец, 11 июня 1895 года на изнурительном маршруте Париж-Бордо-Париж (1178 км) бензиновые автомобили взяли реванш. Большинство паровых машин сошли с дистанции, а самый быстрый из них отстал от победителя более чем на 40 часов. Эра пара в гонках закончилась. Автогонки в современном понимании, наконец, родились.
Вон с дорог! Рождение специализированных трасс
Важно понимать, что все эти ранние гонки проходили на обычных дорогах общего пользования. Представьте себе «Формулу-1», несущуюся мимо вас по пути на работу! Скорости росли, и трагедия стала вопросом времени. После чудовищной аварии 1903 года во Франции, унёсшей жизни девяти человек, гонки на открытых дорогах были запрещены. Это подтолкнуло к созданию специальных гоночных трасс. Первыми стали Аспендейл в Австралии, Бруклендс в Великобритании и легендарный Индианаполис Мотор Спидвей в США. Гонки переехали на закрытые, безопасные арены.
Часть старой Бруклендской гоночной трассы.
Конец начала: эра специализированных гоночных автомобилей
На этом эпоха «странных» гонок не закончилась, но начался новый виток. Инженеры перестали просто улучшать дорожные модели и начали создавать машины, с нуля спроектированные для гонок. Первой ласточкой стала Targa Florio в 1906 году. К 1930-м годам такие гиганты, как Alfa Romeo, Auto Union, Bugatti и Mercedes-Benz, уже вовсю строили чисто гоночные болиды. Так завершилась удивительная, полная курьёзов и экспериментов, эпоха зарождения автогонок, уступив место профессиональному спорту, который мы знаем сегодня.
Хотите ещё истории? Подписывайтесь в раздел и пишите в комментариях, о чём хотите почитать!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Самые странные автогонки в истории: что было до Формулы-1 и nascar?.
