Почему заявления о дефиците машин в автосалонах — это миф, и как не переплачивать за новый автомобиль

Цифры и факты — вещи упрямые, и они часто говорят правду, которую не хотят слышать.

В автосалоне KIA

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня многие россияне, приходя в автосалон за новой машиной, сталкиваются с неприятным сюрпризом. Официальная цена на сайте производителя оказывается лишь красивой цифрой. В реальности дилеры настойчиво предлагают купить автомобиль либо с дорогостоящими дополнительными опциями (так называемыми «допами»), либо оформить кредит с целым пакетом сопутствующих услуг — страховками, картами помощи и прочим. Стоимость этих навязанных услуг может достигать сотен тысяч, а иногда и миллионов рублей, что делает покупку значительно дороже.

В интернете сейчас множество подобных историй от разочарованных покупателей. На закономерный вопрос: «Почему так происходит?» — менеджеры часто дают один и тот же ответ. Они ссылаются на острый дефицит автомобилей на рынке, утверждая, что из-за нехватки машин они вынуждены продавать их с наценкой, чтобы остаться на плаву. На фоне воспоминаний о пандемии и сбоях в поставках такая логика может показаться убедительной.

Статистика против мифа о дефиците

Однако давайте обратимся к объективным данным, которые полностью опровергают этот тезис. Самые достоверные цифры по продажам новых автомобилей в России публикует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Для чистоты анализа сравним «доковидный» 2019 год, когда рынок работал в штатном режиме, с первым полугодием 2021-го. Если бы дефицит был реальным, мы бы увидели резкое падение продаж. Но что показывают цифры по ключевым брендам?

LADA: уверенный рост

Лидер российского рынка демонстрирует положительную динамику.

  • Январь-июнь 2019 г.: 174 186 автомобилей.
  • Январь-июнь 2021 г.: 200 216 автомобилей.
  • Рост продаж составил 15%.

KIA: минимальное снижение

Самый популярный иностранный бренд в России.

  • Январь-июнь 2019 г.: 111 605 автомобилей.
  • Январь-июнь 2021 г.: 108 344 автомобиля.
  • Спад продаж — всего 3%, что находится в пределах статистической погрешности.

KIA K5 — одна из самых популярных моделей марки в нашей стране

Hyundai и Renault: стабильность и рост

#Hyundai:

  • Январь-июнь 2019 г.: 88 235 автомобилей.
  • Январь-июнь 2021 г.: 91 070 автомобилей. Рост на 3%.

#Renault:

  • Январь-июнь 2019 г.: 63 959 автомобилей.
  • Январь-июнь 2021 г.: 70 068 автомобилей. Рост на 9,5%.

Skoda: рекордный прорыв

Чешский бренд показал самый впечатляющий результат, поднявшись в рейтинге продаж.

  • Январь-июнь 2019 г.: 39 828 автомобилей.
  • Январь-июнь 2021 г.: 52 791 автомобиль.
  • Ошеломляющий рост продаж на 32,5%.

Что на самом деле происходит на рынке?

Как видно из статистики, из топ-5 марок только у KIA продажи незначительно снизились. Остальные бренды показывают рост, причём у Lada и Skoda он очень существенный. Где же здесь дефицит, о котором так любят говорить менеджеры? Получается, что автомобилей продаётся даже больше, чем в «сытые» доковидные времена. Однако многие покупатели, поверив в миф о нехватке, соглашаются на переплату.

Почему цены всё ещё высоки? Ключевой нюанс

Здесь важно понимать разницу между абсолютным дефицитом и перегретым спросом. Дефицит — это когда предложение физически меньше спроса. Нечто подобное действительно наблюдалось в России с августа 2020 по январь 2021 года из-за остановки производств, закрытия границ и накопленного отложенного спроса. В тот период цены закономерно пошли вверх.

Однако к весне 2021 года ситуация нормализовалась: заводы возобновили работу, логистика наладилась. Склады дилеров заполнились. Но снижать навязанные наценки большинство автосалонов не стало. Почему? Потому что сработал психологический фактор. Напуганный пандемией, инфляцией и экономической нестабильностью покупатель, по инерции, продолжал скупать автомобили по завышенным ценам, подобно тому, как люди раскупали гречку или технику в кризисные моменты.

Таким образом, реального дефицита машин на рынке уже как минимум полгода нет. Есть перегретый спрос и нежелание дилеров отказываться от сверхприбылей, к которым они привыкли. Пока покупатели соглашаются на условия дилеров, последние не будут менять свою политику. Правильный термин для текущей ситуации — «перегретый рынок», а не «дефицит».

-------

А что думаете вы, уважаемые читатели? Приходилось ли вам сталкиваться с завышенными ценами и навязанными опциями в автосалонах? Делитесь своим опытом в комментариях, я обязательно их изучу.

Подписывайтесь на раздел — в ближайшее время расскажу, у каких брендов уже сегодня можно купить новый автомобиль не только без переплат, но и со скидками.

-------

Взял базовую KIA K5 за 1,6 млн. руб. и проверил, можно считать её D-классом или нет

Единственный автобренд, который даёт 7-летнюю гарантию в России

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Менеджер в автосалоне говорит, что у них дефицит машин? Объясняю, почему не стоит этому верить.