Идём пешком и едем на паровозике через Гуамское ущелье!
Здесь и далее в публикации - фото автора.Друзья, недавно мне довелось провести интересную однодневную экскурсию, и теперь я спешу поделиться с вами своим фотоотчётом.
Мы запланировали такой маршрут:
- из посёлка Каменномостский едем в сторону нагорья Лагонаки;
- по пути посещаем смотровые площадки на хребте Азиш-Тау;
- по бездорожью доезжаем до поселка Мезмай;
- посещаем водопады Курджипского ущелья;
- идём пешком через Гуамское ущелье до ж/д станции;
- едем на паровозике по Гуамскому ущелью;
- прибываем в хутор Гуамка, где нас ждет машина;
- едем обратно в поселок Каменномостский.
Итак, наша поездка началась из поселка Каменномостский. На внедорожнике УАЗ Патриот мы покатили по свеженькому асфальту в сторону кордона Лаго-Наки, и поднявшись на хребет Азиш-Тау, попутно посетили пару замечательных смотровых площадок. Полюбовавшись прекрасными горными панорамами с высоты птичьего полёта, мы поспешили вернуться в машину, ведь впереди нас ждал очень насыщенный экскурсионный день.
Первая смотровая площадка - Дегуакская панорама, координаты 44.228102, 40.122565.Вторая смотровая площадка - "парящая беседка" на базе отдыха Горное настроение, координаты 44.179459, 40.091797.Не доезжая до Азишской пещеры, мы свернули с Лагонакской трассы вправо в сторону поселка Мезмай (координаты поворота 44.144397, 40.052733). Отсюда начался самый сложный участок нашего маршрута - около 12 километров лесного бездорожья в мезмайском направлении. Наш внедорожник без труда справился с глубокими лужами и колеями, доверху наполненными грязью, аккуратно преодолел острые скальные ступени и наконец спустился с хребта Азиш-Тау в посёлок Мезмай. Друзья, имейте ввиду, что на легковом автомобиле этот внедорожный маршрут считается непроходимым, а в Мезмай есть и другая дорога - новая асфальтированная трасса через Апшеронск и станицу Нижегородскую. Посмотрите мой видеоролик с регистратора, 12 километров нашего пути за три минуты:
Я напомню, что маленький уютный посёлок Мезмай, расположенный в горах Краснодарского края на окраине нагорья Лагонаки, славится своими многочисленными природными достопримечательностями. В окрестностях посёлка находятся живописные водопады, глубокие скальные ущелья, смотровые площадки с головокружительными видами. Через Мезмай протекает небольшая горная река Курджипс, а выше и ниже посёлка река пробивается сквозь два грандиозных ущелья - Курджипское и Гуамское, которые мы и запланировали посетить.
Река Курджипс в Курджипском ущелье. Водопад Шестиметровка.Первым делом мы отправились на прогулку к водопадам Курджипского ущелья. Оставив машину на окраине Мезмая, у моста через реку Курджипс (координаты стоянки 44.191341, 39.962753), мы углубились по тропе вверх по течению. Пройдя около 150 метров, мы увидели водопад с необычным названием Шестиметровка (координаты 44.189896, 39.963341). В данном случае шесть метров означает вовсе не высоту этого небольшого водного потока, а глубину озера под водопадом. В водной чаше можно купаться и нырять со скал, если конечно вас не пугает ледяная вода горной реки.
Озеро под водопадом Шестиметровка.Сразу за Шестиметровкой на лесной тропе начинаются крутые подъемы и спуски, над головой нависают суровые скалы Курджпского ущелья, а глубоко внизу шумит Курджипс. Через 400 метров мы вышли к следующему водопаду под названием Сандиков (44.187112, 39.965626). Он расположен на небольшом притоке Курджипса - ручье Сухая балка и является сезонным, то есть пересыхает в жаркое время года. Сейчас сезон дождей, поэтому нам повезло застать этот водопад во всей красе.
Сандиков - водопад ручья Сухая балка.Еще метров сто карабкаемся по тропе, и вот цель нашей прогулки - роскошный водопад Исиченко (координаты 44.186332, 39.966148). Он вырывается из недр таинственной, глубокой, труднодоступной и почти неизведанной пещеры, названой в честь Юрия Исиченко - руководителя первых исследователей этой подземной полости. Поток воды с большим шумом несётся вниз по крутому склону и впадает в Курджипс. От выхода из подземелья до впадения в Курджипс эта пещерная река проходит всего метров семьдесят, благодаря чему ее можно назвать самой короткой рекой нагорья Лагонаки.
Водопад Исиченко, внизу река Курджипс.Подземная вытекает из глубокой и почти неизведанной пещеры Исиченко...... и срывается вниз прекрасным водопадом.Если пройти по тропе дальше водопада Исиченко, можно увидеть и другие водопады, а также гроты и смотровые площадки, но из-за недостатка времени мы вернулись обратно к машине и проехали в другой конец поселка - к заброшенной ж/д станции "Мезмай" (44.199173, 39.957721).
Информационный стенд у входа в Гуамское ущелье, п. Мезмай.От Мезмая начинается узкоколейная железная дорога, ведущая сквозь Гуамское ущелье. Узколейка была построена в начале 1930-х годов для вывоза леса, при этом она являлась единственной транспортной артерией, связывающей Мезмай и другие горные посёлки с цивилизацией. В основном железная дорога строилась силами репрессированных казаков и заключенных, которые нечеловеческими усилиями пробивали в скалах узкую полку и укладывали на нее рельсы и шпалы. С развалом Союза узкоколейка пришла в упадок, и лишь по небольшому отрезку пути сейчас ходит экскурсионный паровозик.
Заброшенная узкоколейка Мезмая. Река Курджипс в Мезмае устремляется в Гуамское ущелье.Прихватив с собой воду и легкий перекус, мы отправились пешком по узкоколейке в сторону Гуамского ущелья, чтобы пересечь его от начала до конца и выйти с противоположной стороны - в хуторе Гуамка. Расстояние от Мезмая до хутора Гуамка - около 8 километров, часть этого расстояния мы запланировали пройти пешком, а остальной отрезок пути проехать на паровозике. В это время наш водитель на внедорожнике не спеша поехал в Гуамку в объезд - по новой асфальтированной дороге, чтобы встретить нас на выходе из ущелья.
Скрин Яндекс.Карты. Серая линия - наш пеший маршрут (6 км). Синий пунктир - маршрут экскурсионного паровозика (1707 м). Зеленая линия - объездная асфальтированная дорога (25 км).Миновав крайние дома поселка Мезмай, мы углубились по узкоколейке в густой лес. Ветви деревьев склонялись прямо над рельсами, образуя бесконечный зеленый тоннель, и мы словно перенеслись из предгорий Кавказа во влажные тропические джунгли.
Заброшенная узкоколейка Мезмая. Лес постепенно поглощает железную дорогу. Полуразрушенные пути затянуты лесной растительностью.Справа внизу весело журчал Курджипс, слева круто вверх уходил лесистый горный склон, с которого водопадами срывались небольшие ручьи. Высоко над рекой сквозь ветви деревьев возвышались отвесные скалы Гуамского хребта, изрезанные глубокими горизонтальными бороздами - это знаменитые Орлиные полки, очень популярная туристическая достопримечательность.
Мост через Курджипс, вдали скалы Гуамского хребта. Туристы сидят на Орлиной полке (в приближении).Узкоколейка петляла по лесу, все больше углубляясь в Гуамское ущелье. Кое-где ж/д пути утопали в буйной растительности. А вот и след огромного оползня, который сошел со склонов несколько лет назад и похоронил под собой десятки метров узкоколейки. Сейчас это место уже заросло молодыми деревьями, и лишь торчащие из-под земли рельсы и шпалы напоминают о разрушительной стихии, которая помешала планам восстановления железнодорожного сообщения между Мезмаем и Гуамкой.
Железнодорожная техника, пострадавшая от оползня. Разрушенное оползнем ж/д полотно.В некоторых местах с нашей тропы были видны грандиозные водопады, срывающиеся со стен Гуамского хребта. Сложно сказать, какой высоты достигали эти водные потоки, но уж точно несколько десятков метров. Это сезонные водопады, они возникают во время дождей и таяния снега, а в жаркий период почти полностью пересыхают.
Безымянные водопады на правом склоне Гуамского ущелья. Все они очень живописны (фото в приближении).Все эти водопады являются притоками реки Курджипс.Чем дальше мы уходили от Мезмая, тем сильнее сужались стены Гуамского ущелья, и вот наконец, скалы начали грозно нависать прямо над железной дорогой. Мы вошли в самую узкую часть Гуамского ущелья, стало заметно прохладнее, солнце скрылось за высокими скалами, а по узкому коридору ущелья потянуло сквозняком.
Скальный козырёк над тропой.А вот скала "Ошибка инженера". Говорят, что при проектировании узкоколейки один из инженеров ошибся в расчетах, и строителям пришлось потратить много времени и сил, чтобы пробить дорогу прямо сквозь монолитную скалу. Теперь это место стало популярной фото-локацией среди туристов.
Скала Ошибка инженера. Скала Ошибка инженера.Еще несколько минут ходьбы - и мы вышли на живописный железнодорожный мостик, перекинутый через приток Курджипса - реку Сухая балка. Стоя на мосту, можно долго наблюдать, как глубоко внизу бьются о скалы и шумят два горных потока, сливаясь воедино.
Ж/д мост через Сухую балку. Вид с моста на слияние Курджипса и Сухой балки.Табличка на скале информирует, что во время Великой Отечественной войны этот мост был дважды взорван партизанами, которые стремились не допустить фашистов в горы. Благодаря этим операциям партизаны смогли уничтожить несколько десятков врагов и серьезно повредить немецкую технику. Страшно подумать, сколько героических и трагических событий помнят эти удивительно красивые места.
Одно из самых узких мест Гуамского ущелья.Вскоре по пути нам встретился довольно крупный водопад, срывающийся с левого борта ущелья. Широкой лентой он плавно скользит по гладким скалам, пересекает железнодорожное полотно под небольшим мостиком и красивым шлейфом падает в Курджипс. Туристы неизменно фотографируются в этом месте, где узкоколейка пересекается с водопадом.
Водопад стекает со склонов ущелья...... проходит под железнодорожными путями... ... и впадает в Курджипс.Быстро идти по ущелью просто невозможно, ведь так и хочется сделать как можно больше снимков, задержаться на каждой панорамной точке, как следует рассмотреть бездонный каньон глубоко внизу и и грозные скалы высоко над головой. При этом ещё нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о рельсы и шпалы и не свалиться в каньон, ведь ограждения присутствуют не на всех опасных участках.
Красота на каждом шагу! Одно из самых живописных мест Гуамского ущелья - скальный козырек. Цветущие скалы Гуамского ущелья. В любой день здесь много туристов.Вот так незаметно, любуясь красотами грандиозного каньона, мы подошли к станции "Кафе 1707", которая расположена в самом сердце Гуамского ущелья.
Станция "Кафе 1707", или Закусочная 1707.Отсюда начинается действующая часть узкоколейки, по которой курсирует экскурсионный "паровозик" (тепловоз ТУ-8 с тремя открытыми пассажирскими вагонами), катающий туристов по ущелью из хутора Гуамка. В отличие от других туристов, приехавших из Гуамки на паровозике, мы попали на эту станцию с другого конца ущелья, пешком. С наслаждением и лёгкой усталостью мы разместились в открытом купе, и паровозик неспешно отправился в путь. Посмотрите небольшое видео с этой поездки:
"Паровозик" едет по Гуамскому ущелью... под нависающими скалами, а внизу шумит река Курджипс.По Гуамскому ущелью паровозик проходит ровно 1707 метров, время в пути - около 20 минут, и во время работы подвижного состава пеший проход из Гуамки до станции "Кафе 1707" запрещен в целях безопасности. Паровозик ходит один раз в час по расписанию, ежедневно кроме вторника, а в этот день недели со стороны Гуамки проход в ущелье открыт для бесплатных пеших прогулок.
Расписание паровозика в Гуамском ущелье.Выйдя из вагона на конечной станции, мы прошли пешком еще метров пятьсот по узкоколейке и оказались в центре Гуамки. Этот маленький хутор является популярным местом отдыха, здесь много гостиниц и гостевых домов, есть базы отдыха с теплыми бассейнами под открытым небом. Помимо Гуамского ущелья и экскурсионного паровозика, в окрестностях Гуамки есть и другие достопримечательности: смотровые площадки, гроты и пещеры, водопады и каньоны, поэтому здесь всегда много туристов.
А наш внедорожник уже заждался нас на парковке у входа в Гуамское ущелье. Загрузившись в машину, мы отправились обратно в поселок Каменномостский - сначала по трассе в сторону Апшеронска, потом срезали путь по гравийке через станицу Безводную, вновь выехали на трассу у станицы Курджипской и благополучно добрались до своей турбазы (см. карту в начале этой публикации).
Хутор Гуамка, вход в Гуамское ущелье.Подведем итоги нашей экскурсии. За день наш внедорожник проехал больше 150 километров, из них:
- по асфальту в около 125 км;
- по бездорожью Лагонаки-Мезмай - 12 км;
- по гравийной дороге через станицу Безводную - 14 км.
Пешком было пройдено 7 км, из них:
- от Мезмая до водопада Исиченко и обратно - 1,5 км;
- от Мезмая до станции "Кафе 1707" в Гуамском ущелье - 5,5 км.
На паровозике от станции "Кафе 1707" до хутора Гуамка проехали 1707 метров, заплатив за билет по 250 руб.
Вот такая у нас получилась интересная и насыщенная однодневная экскурсия. Отлично погуляли, увидели много достопримечательностей и красивых мест, покатались по бездорожью, проехали горные поселки, хутора, станицы... Ведь горная чать Адыгеи и Краснодарского края - это просто рай для путешествий, туризма и отдыха. Благодарю вас за внимание!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От Мезмая до Гуамки: идём и едем по Гуамскому ущелью.