Создать универсальное транспортное средство в #СССР пытались всегда. Отсутствие большого количества дорог с твердым покрытием наглядно доказывало, что обычная техника не может эксплуатироваться без серьёзных поломок во всей стране. Многочисленные пробеги устраивались не просто так. Основной их задачей было выявить слабые и сильные стороны грузовиков. И учесть все ошибки при создании или усовершенствовании моделей.
Каракумский пробег 1933 год. Фотография с сайта all-oldtimers.comНаверное самым большим испытанием на выносливость стал изнурительный автопробег Москва-Каракумы-Москва 1933 года. За 75 дней колонне из 23 автомобилей(#ГАЗ А, ГАЗ АА, ГАЗ ААА, Ford-Timken, АМО 3, НАТИ-ГАЗ и Ford AA) предстояло пройти по маршруту: Москва – Горький – Чебоксары – Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск – Кызыл-Орда – Чимкент – Ташкент-Чарджоу. Далее маршрут пролегал через пустыню Каракумы на Красноводск. Оттуда машины паромом переправлялись в Баку, а деле следовали на Тифлис – Ростов-на-Дону – Харьков – Воронеж – Тула – Москва.
Вот что писала после его завершения газета "Правда":
Машины автопробега Москва-Каракумы-Москва закончили свой 9500-километровый путь. Задание партии и правительства выполнено. Двадцать три машины, вышедшие 6 июля из Москвы, в полном составе, в нормальном техническом состоянии прибыли в Москву. Их качество проверено в самых разнообразных условиях. Путь через пустыню Каракумы проложен. Советский стандартный автомобиль блестяще сдал экзамен на зрелость, выносливость, прочность, доказал, что он может работать в любых условиях любого района нашей необъятной страны.Каракумский пробег 1933 год. Фотография с сайта all-oldtimers.com
На самом деле все было не так радужно и хорошо. Пробег выявил полную непригодность грузового и легкового транспорта при эксплуатации в сложных условиях. Дело было даже не в том, что машины ломались. Это то как раз инженеров и водителей не пугало. Самой большой проблемой стала проходимость. Этот пробег доказал, что к примеру переброска военный частей в весенний и зимний период практически невозможна.
Для улучшения проходимости была необходима полноприводная трансмиссия или специальные шины низкого давления. Ни того ни другого отечественная промышленность не производила. Тогда инженеры решили обратиться к изобретению личного водителя последнего императора России Николая II Адольфа Кегресса. Который экспериментировал с полугусенечными движителями для легковых машин. Буквально перед началом Первой мировой войны он запатентовал свое изобретение. И модифицированное шасси долго было устанавливаться на броневики и грузовые машины. Но в 25 октября(7 ноября, по новому стилю) 1917 года произошел Октябрьский переворот, который потом большевики назовут революцией. И всем стало не до изобретений.
Броневик . Фотография сайта Большая военная энциклопедияИ вот в годы индустриализации опыт Кегресса вновь понадобился. Правда инженеры НАТИ(Научно-исследовательского тракторного института) усовершенствовали конструкцию. Добавили мультипликатор, модифицировали сами мраки и систему привода. Так же изменениям подверглась и охлаждающая система мотора. Ему же приходилось долгое время работать на первой-второй передаче, при этом двигаться малым ходом. Модификаций было множество и это тема для отдельного рассказа.
Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.
Но вот вставший на конвейер ЗИС-22М(его впоследствии переименуют в ЗИС 42) имел самую прогрессивную на тот период конструкцию. Так ширину гусениц увеличили, связывающие их накладки усилили, увеличили и прочность штампованных плиц(плицами называют уширители траков), опустили оси ведущих и направляющих колёс. А под капотом установили серийный мотор от ЗИС-5 мощностью 73 л. сЗИС-42. Фотография сайта Russo.Auto.ruАвтобус #ЗИС-8 производившийся так же в Москве и построенный на удлинённой раме грузовика ЗИС 5 являлся типично городской машиной. Его задачей была перевозка людей. И проходимость для него была не важна. Но самое важное, что он был практически полностью унифицирован с грузовиком донором #ЗИС-5.
ЗИС-8. Фотграфия сайта Музей транспорта Москвы.К чему я так долго все это рассказываю. Дело в том, что еще до проведения окончательных испытаний ЗИС-42 на заводе решили создать некий симбиоз #автомобиля повышенной проходимости и автобуса. Рабочее название модели ЗИС 8/42. Чтобы проверить насколько будет живучей такая конструкция был задуман пробег. О котором никто почти не знал. Как испытатели умудрились срыть довольно заметные машины не ясно и сегодня, но факт остается фактом. Весной 1941 года пробег Москва - Анадырь - Москва стартовал. Единственный экземпляр экспериментального автомобиля в сопровождении двух ЗИС-5 отправился в дорогу. И если худо-бедно до Архангельска еще встречались дороги с твердым покрытием, то потом уйдя на Нарьян-Мам - Салехард - Норильск. Водители столкнулись со снегом и непролазной грязью. Да, траки иногда слетали, моторы перегревались, два раза их даже приходилось полностью перебирать(напомню в пробеге участвовало три автомобиля). Но машины шли и шли вперед. Испытателям было необходимо вернуться в Москву. И дать рекомендации инженерам по улучшению конструкции ЗИС-42.
ЗИС 8/42. Реконструкция плаката 1941 года. Автор Александр БушуевЭто им почти удалось. Почему почти? Да просто на обратном пути в Архангельске во время ночной стоянки был совершен теракт и экспериментальный ЗИС-8/42 был полностью уничтожен. К счастью никто из инженеров и водителей не пострадал. Но машина не подлежала восстановлению. Так что пробег был закончен на обычных "захарах". К счастью н и один из участников пробега не был обвинен в проведенном теракте. Никого не посадили.
Может быть именно поэтому об этой машине мы ничего не знаем.
А теперь внимание вопрос. Когда именно стартовал пробег? Первый, кто правильно ответит на этот вопрос получит в награду книгу "Автомобильная Москва" с автографом автора и издателя. Дерзайте! Все в ваших руках!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Тайна пробега Москва - Анадырь - Москва. Или кто уничтожил зис 8/42?.