Исторически сложилось, что водителями электротранспорта чаще становились женщины. Ещё со времён Советского Союза, когда рабочей силы не хватало, девушки начали водить троллейбусы и трамваи. Автобусов в то время было мало. Именно тогда право женщин водить закрепилось в сознании людей. Кроме того, сыграли роль гендерные стереотипы — управление транспортом, который едет только по заданной трассе, казалось людям проще. Несмотря на то что сегодня оба пола могут водить любой транспорт, зародившийся в Советском Союзе стереотип сохраняется до сих пор.
Как стать водителем трамвая
Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:
В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.
После прохождения медосмотра кандидат заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.
Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика.
Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления.
Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.
После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, там он будет работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.
Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.
ДТП с участием троллейбусов либо трамваев — редкое явление. Электротранспорт едет только по своей полосе, редко контактируя с другими участниками дорожного движения. При своей безопасности работа водителя такого транспорта хорошо оплачивается и является престижной для женщин.
Обязанность
У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.
Водитель управляет трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники.
Обратите внимание: Кардинально переработанный Toyota Land Cruiser Prado.
Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.Зарплата
Зарплата водителя зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.
В некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.
Другие страны
На Западе электротранспорт переживает свое второе рождение. В США трамваи в течение длительного времени находились в забвении. Здесь только возрождаются старые линии и в стадии строительства находятся новые. Сказать точно о какой-то средней зарплате водителя - сложно, так как не во всех городах проложен данный вид транспорта. Многие линии принадлежат тем же компаниям, что обслуживают метрополитен и платят машинистам электротранспорта порядка 33 долларов в час.
Трамваи популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц около 3000 евро.
В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды.
В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро.
В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц.
В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.
В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов.
В Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Только пока что возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Расходы на прокладку маршрута достаточно высоки.
Современные трамваи во многом автоматизированы. И тем сложнее становится ими управлять. Особенно в час пик, когда водителю приходится еще следить за тем, чтобы в давке автоматические двери не зажали пассажира. Хоть трамвай идет по рельсовому маршруту, всегда найдутся автомобилисты, которые попытаются по рельсам объехать пробку. И уж не каждый водитель трамвая сумеет обеспечить своим пассажирам максимальный комфорт, чтобы торможение было плавным, без резких остановок.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Работа водителем трамвая, где давно уже работают девушки. На западе электротранспорт переживает второе рождение.