Профессия водителя трамвая: от истории до зарплат в России и за рубежом

Профессия водителя электротранспорта имеет глубокие исторические корни и в России традиционно ассоциируется с женским трудом. Эта тенденция зародилась ещё в советскую эпоху, когда из-за нехватки рабочих рук женщины массово начали осваивать управление троллейбусами и трамваями. Автобусный парк тогда был развит слабо. Со временем право женщин водить общественный транспорт прочно укоренилось в общественном сознании. Этому способствовали и гендерные стереотипы того времени: считалось, что управление транспортом, движущимся по фиксированному маршруту, — задача более простая. Хотя сегодня никаких формальных ограничений по полу для водителей не существует, сложившийся в СССР образ женщины-вагоновожатой продолжает жить.

Путь к профессии: как стать водителем трамвая

Для тех, кто решил связать свою жизнь с управлением трамваем, существует чёткий алгоритм действий и ряд требований. Пол для кандидата значения не имеет, однако установлен минимальный возрастной порог — 21 год. Первым и обязательным шагом является прохождение медицинской комиссии. Будущий водитель должен предоставить справки об отсутствии учёта в наркологическом и психоневрологическом диспансерах. Интересно, что медосмотр — это не разовая процедура: перед каждым рейсом водитель проверяет артериальное давление, остроту зрения и слуха.

Обучение и практика

После успешного медосмотра кандидат заключает с предприятием ученический договор, где прописываются все условия будущего сотрудничества. Теоретический курс длится 2-3 месяца. За это время будущих водителей учат не только правилам дорожного движения, но и устройству трамвая: механическому, электрическому и пневматическому оборудованию, а также основам управления.

За теорией следуют практические занятия. Они начинаются на современных тренажёрах, которые с высокой точностью имитируют кабину реального трамвая. Обучение на них считается достаточно сложным. На время учёбы многие предприятия выплачивают стипендию, размер которой (от 7.5 до 10 тысяч рублей) может зависеть от успеваемости.

Следующий этап — учебная практика непосредственно в трамвайном депо, которая занимает от трёх недель до месяца. По её окончании сдаются внутренние экзамены по вождению и теории управления.

Завершающий шаг перед получением прав — экзамен в ГИБДД, который включает только теоретическую часть. Неудача с первой попытки не является критичной — экзамен можно пересдать.

Получив водительское удостоверение, новоиспечённый специалист отправляется на стажировку в парк. Пассажирская практика длится около 205 часов, в течение которых водитель управляет трамваем исключительно под наблюдением инструктора. Этот труд оплачивается стипендией, сопоставимой с зарплатой начинающего водителя — примерно 20-23 тысячи рублей.

Лишь пройдя все эти ступени, соискатель может претендовать на постоянную должность водителя трамвая. Эта профессия считается одной из самых безопасных в сфере транспорта — ДТП с участием трамваев происходят редко, так как он движется по выделенной полосе. При этом работа хорошо оплачивается и сохраняет престиж, особенно среди женщин.

Обязанности и график работы

Типичный рабочий график водителя трамвая состоит из чередующихся дневных и ночных смен (по 4 каждого вида), между которыми предусмотрены выходные. Стоит уточнить, что ночные смены часто заканчиваются в полночь, то есть являются, скорее, вечерними.

В обязанности водителя входит не только управление транспортным средством, но и его текущее техническое обслуживание в рамках своей компетенции.

Обратите внимание: Кардинально переработанный Toyota Land Cruiser Prado.

Также водитель отвечает за сбор оплаты за проезд. Ключевые личные качества для этой работы — стрессоустойчивость, вежливость и хладнокровие, ведь конфликты с пассажирами или другими участниками дорожного движения — не редкость.

Заработная плата в России

Уровень дохода водителя трамвая в России сильно варьируется в зависимости от региона, опыта работы и присвоенного класса. Самые высокие зарплаты традиционно в городах с крупнейшими трамвайными системами. В Москве и Санкт-Петербурге начинающий специалист может рассчитывать на 20-22 тысячи рублей в месяц, а опытный водитель в столице — до 50 тысяч. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинской области зарплата достигает 35-40 тысяч рублей.

В регионах с суровым климатом действуют специальные надбавки. Поэтому в Иркутске, Омске или Красноярске доход может составлять 45-50 тысяч рублей, что иногда превышает столичный уровень. В крупных городах вроде Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода или Самары зарплата держится в районе 30-35 тысяч рублей. Наиболее скромные выплаты (20-25 тысяч рублей) фиксируются в Новороссийске, Иваново, Пятигорске и некоторых других городах.

Ситуация за рубежом: второе рождение трамвая

В западных странах в последние десятилетия наблюдается настоящий ренессанс электротранспорта. В США, где трамвайные системы долгое время пребывали в забвении, сейчас активно возрождают старые линии и строят новые. Уровень зарплат водителей сложно определить однозначно из-за разрозненности систем, но часто они работают в компаниях, обслуживающих метрополитен, и получают около 33 долларов в час.

Трамваи чрезвычайно популярны в Германии и Австрии, где водители зарабатывают примерно 3000 евро в месяц.

В Великобритании опытный специалист может получать до 28 000 фунтов стерлингов в год плюс социальный пакет и льготы.

В Финляндии месячный доход составляет около 2500 евро.

Самый низкий уровень оплаты в Западной Европе — в Италии, где водители трамвая получают 1000-1100 евро.

В Чехии ставка достигает 100 крон в час. Примерно так же оплачивается труд в Польше, куда часто приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

В Австралии месячный заработок составляет порядка 3200 австралийских долларов.

Особый интерес представляет Китай, где электротранспорт считается стратегически важной отраслью. Здесь несколько лет пытаются внедрить беспилотные трамваи, однако проекты сталкиваются с техническими, этическими и финансовыми сложностями, включая высокую стоимость прокладки новых маршрутов.

Современные вызовы профессии

Несмотря на высокую степень автоматизации современных трамваев, управление ими требует большого мастерства. В час пик водитель должен быть особенно внимателен, чтобы автоматические двери не прищемили пассажиров в давке. Даже двигаясь по рельсам, трамвай не застрахован от неадекватных действий автомобилистов, которые могут выехать на пути, чтобы объехать затор. Искусство плавного вождения, обеспечивающего комфорт пассажиров без резких торможений, — это высший пилотаж в профессии водителя трамвая.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Работа водителем трамвая, где давно уже работают девушки. На западе электротранспорт переживает второе рождение.