Эта статья представляет собой исчерпывающее руководство по правильной подготовке, запуску и обслуживанию генератора. Вы узнаете, как обеспечить его надежную и долговечную работу, избежать распространенных ошибок и проводить необходимое техническое обслуживание.
Несмотря на разницу в мощности, устройство большинства генераторов с двигателем внутреннего сгорания схоже. Основные компоненты включают в себя:
- Систему запуска (ручную или электрическую).
- Сам двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
- Масляный щуп для контроля уровня смазки.
- Непосредственно электрогенератор (альтернатор).
- Блок автоматики и защит, управляющий работой.
- Электрические розетки для подключения нагрузки.
- Топливный бак.
- Раму-корпус, на которой все смонтировано.
Подготовка генератора к первому запуску
Современные генераторы обычно поставляются в собранном виде. Первый и самый важный шаг — правильная заправка. Прежде чем лить что-либо, обязательно изучите инструкцию производителя, чтобы определить подходящие типы топлива и масла. В зависимости от модели двигателя вам может понадобиться:
- Дизельное топливо.
- Бензин (чаще всего АИ-92 или АИ-95).
- Сжиженный или природный газ (метан).
- Специальное моторное масло для двухтактных, четырехтактных бензиновых или дизельных двигателей.
Особенности заправки двухтактных двигателей
Бюджетные модели часто оснащаются двухтактными двигателями. Их ключевая особенность — отсутствие отдельного масляного картера. Смазка осуществляется за счет масла, которое предварительно смешивается с бензином. Стандартная пропорция такой смеси — 1 часть масла на 50 частей топлива. Оба компонента заливаются непосредственно в топливный бак.
Заправка четырехтактных и дизельных генераторов
В этих более совершенных двигателях масляная система автономна. Сначала необходимо залить масло в картер двигателя, и только потом заправить топливный бак. Объем масла указан в паспорте устройства. Например, для бытового генератора мощностью 1.5–2.5 кВт обычно требуется около 1 литра.
Правильная последовательность заливки масла:
- Открутите пробку масляного щупа.
- Залейте примерно 80-90% от рекомендованного объема.
- Установите щуп на место, а затем снова извлеките его, чтобы проверить уровень.
- Сверьте уровень с метками «MIN» и «MAX» на щупе.
- Малыми порциями доливайте масло, каждый раз проверяя уровень, пока он не окажется между метками, ближе к «MAX» (оптимально — на 3/4 от общего диапазона).
- Плотно закрутите пробку-щуп.
Важно: Используйте только масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не смешивайте минеральные, полусинтетические и синтетические масла разных типов — это может привести к повреждению двигателя.
Заправка топлива осуществляется в бак. Не заполняйте его «под горлышко». Необходимо оставить зазор около 10 мм от верхней стенки для компенсации давления паров топлива. Для заправки используйте чистую лейку с фильтром, чтобы избежать попадания грязи в систему.
Обратите внимание: Своевременное качественное техническое обслуживание — сохранит Ваши финансы.
Отдельно стоит отметить мультитопливные генераторы, работающие на бензине и газе. При использовании газа (метана) подключение осуществляется через специальный шланг к редуктору баллона или магистрали, с обязательной установкой запорной арматуры.
Проверка и подготовка воздушного фильтра
Перед первым пуском обязательно проверьте состояние воздушного фильтра. Некоторые типы фильтров (например, поролоновые) для эффективной работы требуют пропитки моторным маслом. Чистый фильтр — залог качественной очистки воздуха, что напрямую влияет на ресурс двигателя.
Порядок запуска генератора с ручным стартером
Перед запуском выполните подготовительные действия:
- Установите генератор на ровную горизонтальную поверхность в хорошо проветриваемом месте.
- Отключите всю электрическую нагрузку от розеток генератора.
- Подключите контур заземления (если это предусмотрено).
Далее следуйте алгоритму:
- Откройте топливный кран.
- Прикройте воздушную заслонку (это обогатит топливную смесь для холодного пуска).
- Плавно потяните шнур стартера несколько раз, чтобы распределить масло по двигателю.
- Включите зажигание.
- Резким уверенным движением дерните пусковой шнур.
- Если двигатель не завелся с первой попытки, повторите пункты 5-6 еще 2-3 раза.
- После запуска аккуратно отпустите шнур, давая ему вернуться в исходное положение.
- По мере прогрева двигателя постепенно откройте воздушную заслонку полностью.
- Включите выключатель генератора (переводя нагрузку на альтернатор).
- Проверьте наличие выходного напряжения с помощью встроенных индикаторов или внешнего тестера.
Если после нескольких попыток запуск не удался, возможно, в топливной системе остался воздух. В таком случае необходимо стравить воздух через специальные клапаны на топливном фильтре и карбюраторе.
Запуск генератора с электростартером
Подготовка идентична описанной выше. После ее выполнения:
- Вставьте ключ в замок зажигания.
- Поверните его в положение «Старт» и удерживайте.
- Не крутите стартер дольше 20 секунд за одну попытку.
- Если двигатель не запустился, сделайте паузу около минуты, затем повторите попытку.
- После успешного запуска верните ключ в рабочее положение «Зажигание».
- Включите генератор.
Если аккумулятор разряжен, а в конструкции предусмотрен дублирующий ручной стартер, можно запустить генератор «с шнура». Для дизельных моделей при запуске часто требуется использовать декомпрессор и также стравить воздух из топливной системы.
Правильное отключение генератора
Чтобы остановить генератор безопасно и правильно, выполните следующие шаги:
- Отключите все электроприборы от розеток генератора (снимите нагрузку).
- Перекройте кран подачи топлива из бака к двигателю.
- Дайте двигателю поработать на остатках топлива в системе, пока он не заглохнет самостоятельно.
- Выключите зажигание.
Для экстренной остановки используйте кнопку «Стоп» или «Аварийное отключение».
Если генератор будет простаивать длительное время, полезно перевести поршень двигателя в верхнюю мертвую точку. Это перекрывает доступ влажного воздуха в цилиндр и предотвращает коррозию. Сделать это можно, плавно вытягивая шнур стартера до ощущения заметного сопротивления.
Регламентное техническое обслуживание
Эксплуатация генератора требует регулярного контроля. Во время работы следите за уровнем топлива и масла (последнее — особенно при каждом запуске). Проверяйте герметичность всех соединений. Помните, что генераторы не предназначены для непрерывной круглосуточной работы — обычно им требуются остановки для обслуживания каждые 8-24 часа (уточните в инструкции к вашей модели).
Внимание! Заправлять топливный бак при работающем или горячем двигателе категорически запрещено из-за риска возгорания!
Первая замена масла — самая важная. Ее необходимо провести после 5-10 часов обкатки нового двигателя. Все последующие замены выполняйте согласно графику, указанному производителем.
При каждой замене масла рекомендуется:
- Проверять и при необходимости заменять топливный и масляный фильтры.
- Очищать свечу зажигания от нагара и проверять зазор между ее электродами (стандартное значение 0.7–0.8 мм).
Если генератор работает в пыльных условиях (стройка, грунтовая дорога), интервалы обслуживания воздушного фильтра нужно сократить. Чистку фильтра в таких условиях стоит проводить не реже, чем каждые 24 часа работы, а иногда и чаще.
Консервация генератора на длительное хранение
Для подготовки к хранению:
- Переведите поршень в верхнее положение (как описано выше).
- Уберите генератор в сухое, проветриваемое помещение.
- Перед следующим использованием слейте старое топливо (особенно бензин, который со временем теряет свойства) и залейте свежее.
Чтобы поддерживать агрегат в рабочем состоянии, даже если он не используется, рекомендуется каждые 2-3 месяца запускать его и давать поработать на холостом ходу 5-10 минут до полного прогрева. Это смазывает внутренние детали и предотвращает «залипание».
© рмнт.ру, Игорь Максимов
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Техническое обслуживание генератора: правила ухода и эксплуатации.

