Для многих поколений граждан бывшего Советского Союза автобусы марки Ikarus стали неотъемлемой частью городского и междугороднего пейзажа. Эти венгерские машины можно было встретить на маршрутах от Калининграда до Владивостока. Возникает закономерный вопрос: почему СССР, обладая мощной собственной промышленностью, массово закупал автобусы за рубежом? В этой статье мы подробно рассмотрим историю поставок, ключевые модели и экономические причины этого масштабного сотрудничества.
История легендарной марки началась в 1951 году с выпуска модели Ikarus 30. Этот автобус вагонной компоновки с несущим основанием стал первым серийным продуктом завода. Он оснащался дизельным двигателем Csepel D-413 мощностью 60 л.с., отличался экономичностью, комфортом для пассажиров и эффективной тормозной системой. Салон вмещал до 40 человек. Успех модели был очевиден: к октябрю 1951 года была выпущена первая тысяча машин, а общий тираж к 1957 году составил 3175 единиц, заложив прочный фундамент для будущего экспорта.
Начало поставок в Советский Союз
Параллельно с «тридцаткой» разрабатывалась более вместительная модель. В 1952 году на конвейер встал Ikarus 60, рассчитанный на 60 пассажиров. В его конструкции использовалась классическая рама, а сердцем стал мощный 125-сильный шестицилиндровый дизель Csepel D-613. Именно эта модель открыла дорогу венгерским автобусам на советский рынок. Согласно данным Внешторга, первые 20 машин прибыли в СССР в 1955 году, а в 1956-м к ним добавились еще 150. Первоначально они работали в Москве и других крупных городах.
Особое место среди ранних поставок занял междугородний Ikarus 55 Lux. Эта 32-местная модель с заднемоторной компоновкой и несущим кузовом была настоящим прорывом. Она оснащалась 145-сильным двигателем Csepel D-614 и предлагала уровень комфорта, недоступный советским аналогам, включая более поздний ЛАЗ-697. «Люкс» полностью оправдывал свое название и заслужил любовь как пассажиров, так и водителей за надежность и экономичность. Поставки этой модели начались в 1955 году, а общее количество, закупленное СССР, составило 3762 автобуса, которые служили вплоть до начала 1980-х годов.
Эра больших автобусов и сочлененных гигантов
В 1965 году завод представил городской автобус Икарус-556 вместимостью до 105 пассажиров. Он был оснащен прогрессивным низкопрофильным горизонтальным дизелем Raba-MAN D2156HM6U мощностью 192 л.с., расположенным под полом, пятиступенчатой КПП и пневмоподвеской. На его базе в 1966 году был создан сочлененный гигант — Ikarus 180 длиной 16,5 метров, способный перевозить до 169 человек. Для СССР, испытывавшего острый дефицит общественного транспорта большой вместимости, эта модель стала настоящим спасением. Ikarus 180 стал первым массовым «гармошкой» на советских улицах и оставался в строю до середины 80-х. Всего было закуплено 5133 таких автобуса.
На базе 556-го в 1966 году в производство был запущен сочлененный автобус Ikarus 180. Его длина достигала 16,5 м, а общая пассажировместимость составляла невероятные по тем временам 169 человек. Этот городской автобус как нельзя кстати пришелся в СССР, в котором на тот момент ощущался острый дефицит общественного транспорта повышенной вместимости. 180-й стал первым массовым сочлененным автобусом в Советском Союзе.
Обратите внимание: Какой седан купить в 2021 году? ТОП 5 Б/У Седанов до 1 миллиона рублей..
Он работал в крупных городах вплоть до середины 80-х. Всего СССР закупил 5133 автобусов.Легендарная серия 200: пик популярности
Настоящими символами эпохи стали автобусы серии 200, представлявшие собой вершину инженерной мысли завода Ikarus. Их модульная конструкция позволяла создавать машины разной длины и конфигурации. Первенцем серии в 1969 году стал междугородний Ikarus 250 на 42 места. С просторным салоном, большими багажными отсеками и проверенной силовой установкой (двигатель Raba-MAN и 5-ступенчатая КПП) он быстро завоевал популярность. В СССР этот автобус стал основным для междугородних перевозок, ценимым за скорость, комфорт и надежность.
Городская версия, Ikarus 260, появилась в 1971 году. Главным отличием от «двести пятого» было расположение двигателя в пределах базы. Этот автобус вмещал до 102 пассажиров и стал абсолютным рекордсменом по поставкам в СССР. С 1973 по 1991 годы на советские дороги прибыло невероятное количество — 49 256 машин этой модели. На его базе был создан и сочлененный Ikarus 280 (1973 г.) вместимостью 168 человек, также поставлявшийся в больших количествах.
Экономические причины и масштабы сотрудничества
Почему же СССР, имея заводы в Ликино, Львове и Павлово, делал ставку на венгерский импорт? Основная причина — неспособность отечественной промышленности полностью удовлетворить растущий спрос. В 1970-1980-е годы шла активная урбанизация: доля городского населения выросла с 56% до 63%, что требовало пропорционального увеличения парка общественного транспорта. Собственных мощностей катастрофически не хватало.
Ежегодно СССР закупал от 6 до 8 тысяч автобусов Ikarus. Это было дорогое удовольствие: к концу советской эпохи одна машина могла стоить около 75 тысяч переводных рублей (примерно 83 тысячи долларов). Однако поставки были частью сбалансированного товарооборота в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Условно, за один Икарус Венгрия получала из СССР около 20 автомобилей «Жигули» или другой техники.
Общий масштаб импорта поражает: с 1966 по 1990 годы в СССР было поставлено около 150 тысяч автобусов Ikarus. Это сотрудничество вывело венгерский завод в число лидеров европейского автобусостроения. К сожалению, после распада СССР и СЭВ спрос рухнул, что привело к закрытию основного завода в 2003 году, поставив точку в легендарной истории.
Оригинал статьи доступен на сайте: autohs.ru
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: «Думпер-Дутра»: опасный венгерский самосвал
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сколько, по какой цене и зачем ссср закупал автобусы Икарус.

