Тест-драйв CUPRA Formentor – это событие, которого ждешь с особым нетерпением. Амбиции этого испанского кроссовера зашкаливают: кажется, он готов бросить вызов всем – от демократичного Volkswagen Golf R до утонченного Porsche Macan, не оставляя без внимания и премиальных BMW с Audi.
Смело? Еще бы! Такого и следовало ожидать от автомобиля со столь агрессивной внешностью. Рожденный для трека, он при этом выглядит абсолютно органично на улицах мегаполиса. Именно поэтому для нашего теста мы выбрали оба этих сценария. Лень читать? Смотрите видео-тест CUPRA Formentor:
Дизайн и философия брендаДолгое время SEAT находился в тени своего «старшего брата» Volkswagen. Испанскому бренду было жизненно необходимо нечто большее, чем косметические изменения. Хотя нельзя сказать, что концерн полностью подавлял SEAT, в последние годы тенденция была очевидной: все технологические новинки сначала получал VW, и лишь потом они могли перекочевать к испанцам. Это законы рынка, но у SEAT тоже есть своя история и заслуги.
Название «CUPRA» происходит от Cup Racing, что отсылает к кубковым гонкам. И это не пустой маркетинг. SEAT с моделью Ibiza в 1990-х не раз становился чемпионом мира по ралли в своем классе, а дизельный Leon в конце 2000-х блистал в WTCC. Так что спортивная ДНК у бренда есть, и она реальна. Раньше аббревиатура CUPRA обозначала самые заряженные версии моделей SEAT, но в 2018 году в Volkswagen Group решили дать испанцам шанс, создав отдельный бренд. Сегодня главная проблема CUPRA – его неизвестность. Историческая ценность и перспективыЧто такое историческая ценность бренда? Возьмем Mercedes-Benz: сразу возникают ассоциации с качеством, роскошью, статусом. Даже если в линейке были перелицованные Renault или Nissan, их затмевают легенды вроде 300 SL. Бренд строится на таких иконах. Volkswagen когда-то создал Phaeton, который, как считается, приносил убытки. Но это была попытка поднять планку, добавить бренду ценности. И она сработала в долгосрочной перспективе. Такие марки, как Porsche или Alfa Romeo, говорят сами за себя – их владение это сигнал о понимании автомобильной культуры.
А что такое CUPRA сегодня? Бренд новый, неизвестный, его ценность пока невелика. Но в этой неизвестности кроется и возможность. Пока о нем мало кто знает, можно получить технологически продвинутый автомобиль по очень привлекательной цене. Я верю, что при правильном развитии ценность CUPRA вырастет, а пока Formentor предлагает то, за что другие просят гораздо больше. Техническое превосходство и платформаVolkswagen Group, можно сказать, сам себя обогнал. Formentor – это первый кроссовер, построенный на новейшей платформе MQB Evo, которая лежит в основе Volkswagen Golf 8 и Audi A3. Получается, все самые свежие технологические решения концерна для поперечно-моторных кроссоверов дебютируют именно здесь. Даже Tiguan R или T-Roc R (которых у нас нет) не могут этим похвастаться. Внешне Formentor переосмысливает стилистику Leon, добавляя больше брутальности и рубленых форм, что смотрится очень гармонично. Но главное – начинка. Технически это кроссовер-аналог новейшего Golf R (версии 8-го поколения), а не предыдущей 7.5. Под капотом – 2.0-литровый двигатель EA888 gen4 мощностью 310 л.с., роботизированная коробка DQ381 и полный привод на основе муфты Haldex шестого поколения. С точки зрения инженеров VW Group, это вершина эволюции.
При этом Formentor ярче, стильнее и агрессивнее Golf R. Кто-то даже называет его «Urus своего класса», и в чем-то это справедливо – некоторые элементы передка перекликаются с Lamborghini. Ирония в том, что стоит он даже меньше, чем хэтчбек от VW. Стоимость: главный козырьКлючевой фактор такого ценообразования – промо-кампания нового бренда. Сложно найти другую причину, по которой полноприводный кроссовер с 310-сильным мотором и адаптивной подвеской стоит в Украине 43 000 долларов. Для сравнения, в Германии его цена начинается от 46 000 евро.
Наш тестовый экземпляр с опциями (аудиосистема Beats Audio, панорамная крыша, матово-синяя окраска) обойдется примерно в 48 000 долларов. Но даже с учетом этого, за эти деньги никто не может предложить подобный набор характеристик и эмоций. Динамика: разгон и торможениеНаши замеры показали результат ровно 5.0 секунды до 100 км/ч! И это в 30-градусную жару, на 95-м бензине (хотя рекомендуется 98-й) и на 19-дюймовых дисках. Кто может так же? Golf R – да, но это хэтчбек с низким клиренсом. Из доступных у нас альтернатив – разве что MINI Countryman JCW. Alfa Romeo или Porsche в этой ценовой категории либо вдвое дороже, либо почти на 2 секунды медленнее.
Менее очевидная, но важная особенность – компоновка. Присмотревшись, видно, что центральная стойка кузова расположена почти по центру между осями, прямо над водителем. Вы сидите в центре колесной базы, перед вами – длинный капот. При повороте руля сначала разворачивается капот, а затем уже вы. Это кардинально отличает ощущения от вождения от типичных кроссоверов и роднит Formentor со спортивными седанами вроде Alfa Romeo. Есть у Formentor и более экзотическая версия VZ5 с пятицилиндровым мотором от Audi, но их выпустят всего 7000 штук, и вряд ли они доберутся до Украины. Нам же остается восхищаться тем, что есть. А восхищаться есть чем.
Тормозная система соответствует мощному двигателю. В базе – вентилируемые диски спереди и сзади, которые показали отличный результат: торможение со 100 км/ч заняло 37.25 метра. За доплату около 3000 долларов можно получить суппорты Brembo – это самая дорогая опция для Formentor, но при этом самая доступная цена на тормоза от Brembo. Стоит ли? Зависит от того, как вы планируете использовать автомобиль. Для трек-дней – определенно да, для агрессивной street-езды базовая система более чем достаточна. Габариты и особенности посадкиFormentor не маленький: в длину он всего на 5 см короче Tiguan, а по ширине идентичен ему. Но главное отличие – в высоте. Tiguan выше на целых 14 см! Поэтому по ощущениям Formentor ближе к Leon, чем к традиционным кроссоверам.
Посадка здесь низкая, как в хэтчбеке. Так что Formentor – кроссовер весьма условный. С одной стороны, клиренс в 15 см существенно больше, чем у «горячих» хэтчбеков (у GTI, например, 12 см). С другой – внутри вы не чувствуете себя «наверху», как в Tiguan или Ateca. Для автомобиля с таким характером это безусловный плюс. Салон: знакомый интерфейс с новыми проблемамиИнтерьер Formentor практически идентичен салону последнего Leon. Качество материалов, отделка – все на привычном для автомобилей VW Group уровне: без восторгов, но и без разочарований. Эргономика продумана, все элементы управления под рукой.
Отдельного внимания заслуживает новая мультимедийная система, унаследованная от Golf 8. Удобна ли она? К ней нужно привыкнуть. Через неделю может показаться, что все нормально, но на деле управление требует слишком много действий и погружений в меню. Ничего не доступно «в один клик». UX-дизайнерам здесь явно есть над чем работать.
Система не лишена «детских болезней»: периодические лаги, проблемы со звуком и подключением смартфона. Например, беспроводной Android Auto сработал у меня лишь однажды за все время теста. Камера заднего вида выдает искаженную картинку. Даже в Golf та же система работает стабильнее. Отдельное «спасибо» Golf 8 за сенсорные ползунки управления климатом, которые не подсвечиваются ночью. Казалось бы, очевидные вещи…
В остальном все неплохо. Задним пассажирам с ростом до 2 метров будет достаточно комфортно: есть где разместить ноги, предусмотрен подлокотник. Багажник объемом 450 литров – не рекордный, но практичный. Пол обшит, под ним «докатка» и сабвуфер, спинки складываются в ровный пол.
В салоне есть две выдающиеся особенности. Первая – отличные передние кресла-ковши. Они плотные, с хорошей боковой поддержкой, а перфорация хоть как-то спасает в жару. Вторая – великолепный руль. Он эффектно выглядит (стилизация под карбон), оснащен физическими кнопками и имеет перфорацию в зонах хвата. В европейских версиях на руле также есть кнопки запуска двигателя и выбора режимов езды, что смотрится очень круто, но для нашего рынка их, увы, не предусмотрели. Вождение: характер и компромиссыНа ходу от руля хотелось бы большей информативности. В обычных режимах он хорош, но в серии быстрых переставок связь с дорогой теряется, руль становится пустым. Formentor не имеет блокировки дифференциала, только электронную имитацию XDS. Это не фатально (в Golf GTI ситуация похожая), но нужно понимать, что есть рули и почетче, например, у того же MINI Countryman JCW.
Но у MINI на нашем рынке нет адаптивной подвески, а у Formentor она есть, и это огромный плюс. Правда, даже с ней комфорт – не конек этого кроссовера. На неровностях потряхивает ощутимо. Дело не столько в неподрессоренных массах (19-дюймовые диски весят около 13 кг – нормально), сколько в спортивных настройках ходовой. Formentor – почти спорткар, и с этим придется мириться. Ехать на нем – не «скакать на козле», все в рамках приличий для автомобиля с такой динамикой. Но когда вы один или с пассажиром спереди, все терпимо. Как только на заднем сиденье появляются люди, готовьтесь к комментариям. Сзади бросает знатно, особенно на брусчатке. Formentor – автомобиль для водителя-эгоиста. По-настоящему насладиться им можно только за рулем, когда стрелка тахометра ползет вверх, а на лице расплывается улыбка.
Название «Formentor» отлично подошло бы для глэм-метал группы. Потому что помимо мощных, честных «рифов» (динамика, управляемость) здесь есть элемент гламурной хитовости. Все хотят кроссовер, все хотят, чтобы он был быстрым и громким. С «громко» у Formentor все очень «по глэму». В автомобиле несколько режимов езды, включая Individual, где можно тонко настроить множество параметров: жесткость подвески, отклик двигателя, усилие на руле и… звук выхлопа.
И вот здесь начинается синтез. В выпускной системе нет физических заслонок, поэтому вы выбираете громкость и характер звука, который генерируется аудиосистемой. И хотя под капотом рядная «четверка», из динамиков доносится рык мотора V8. Вживую выхлоп звучит неплохо, но вы этого не услышите из-за искусственного саундтрека. Это немного сбивает с толку. Но стоит включить режим «CUPRA», как все встает на свои места. Ехать на этом кроссовере активно – невероятно весело и впечатляюще. Турбина (здесь уже не IHI IS38, а Continental, как в новом Golf R) надувается с характерным свистом. «Весело» – именно то слово, которое лучше всего описывает эти ощущения.
Перед финальными выводами стоит отметить, что на неровностях салон может поскрипывать – возможно, потребуется дополнительная проклейка панелей. Уровень шумоизоляции также не самый высокий, но для такого эмоционального автомобиля это скорее особенность, чем недостаток. Выводы: one love с оговоркамиCUPRA Formentor VZ – это та самая «one love». Он не идеален, но он живой, эмоциональный, запоминающийся. Я буду его рекомендовать как одну из лучших покупок в сегменте до 50 000 долларов для тех, кто ищет драйв. MINI Countryman JCW – достойный конкурент, в чем-то даже лучше. Но MINI – марка, которую либо обожают, либо не приемлют вовсе. Кроме того, у нас он лишен адаптивной подвески.
Важно, что в Украине Formentor представлен не только в «дикой» версии VZ. Есть и более спокойный 2.0-литровый дизель на 150 л.с. за 37 800 долларов. Он выглядит скромнее (18-дюймовые диски, обычные сиденья), разгоняется за 9 секунд, но и расходует вдвое меньше топлива. Ведь VZ в городе легко показывает 11-13 л/100 км (хочется газовать!), хотя на трассе можно уложиться и в 8 литров. Конкуренции в своем ценовом диапазоне у Formentor практически нет. Porsche Macan S с похожей динамикой (4.8 с) стоит от 79 000 долларов. Macan, бесспорно, более сбалансирован и отточен – возможно, лучший кроссовер в принципе, но и цена соответствующая. Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio быстрее, но намного дороже, а 280-сильная Veloce (заявленные 5.7 с, реальные 6.7 с) существенно проигрывает в динамике испанцу.
CUPRA Formentor VZ – это уникальное предложение. Автомобиль с характером, технологиями новейшей платформы и драйвом, который редко встретишь в классе кроссоверов, особенно за такие деньги. Он требует принятия его недостатков, но щедро вознаграждает эмоциями. Обсуждение тест-драйва Formentor | ![]() |
Интересное еще здесь: Обзоры.
CUPRA Formentor: аномальное кроссоверное явление. CUPRA Formentor.



















