CUPRA Formentor: аномальное кроссоверное явление. CUPRA Formentor

CUPRA Formentor – тот автомобиль, тест-драйва которого ждешь с нетерпением. Амбициозность данного кроссовера зашкаливает. Кажется, ему по зубам надавать подзатыльников всем: и босяцким Volkswagen Golf R, и холеным Porsche Macan, да и BMW c Audi могут попасть под горячую руку.

Смело? А чего еще можно ожидать от автомобиля с таким внешним видом? Будто рожден для трека, он при этом и на улицах мегаполиса выглядит более чем уместно. Так что вполне логично, что для теста мы выбрали именно эти две среди.

Лень читать? Смотрите видео-тест CUPRA Formentor:

Дизайн

Долгие годы SEAT как бренд находился в тени своего «старшего брата» Volkswagen. Именно поэтому первому действительно необходимо было нечто большее, чем просто формальные изменения в дизайне.

Не хочу сказать, что концерн давил бренд в угоду немецкому Volkswagen: были и хорошие времена. Но в последнее время такая тенденция прослеживалась уж очень открыто: сначала все лучшее получал VW, и уж только потом SEAT мог что-нибудь да примерить на себя. Понятное дело, это законы рынка, но ведь испанцы тоже кое-что заслужили.

Название «CUPRA» происходит от Cup Racing, то есть «кубковых гонок». И это словосочетание абсолютно не маркетинговое, а очень даже справедливое. SEAT с моделью Ibiza в 1990-х несколько раз становился чемпионом мира по ралли в своем классе, а в конце нулевых дизельный Leon дважды отмечался на пьедесталах WTCC. Так что спорт все же присутствовал. Да, было сложно, но исторический багаж у SEAT в целом и у CUPRA в частности есть. И это важно.

Раньше акроним «СUPRA» использовался в названиях моделей SEAT для обозначения наиболее производительных версий – по аналогии с литерой «R»у Volkswagen. Но в 2018 году каким-то чудом в Volkswagen Group решили, что испанцам нужно дать шанс показать себя. Так и родился отдельный бренд СUPRA. Бренд, который очень сложно сейчас вывести на рынок полноценно: о нем никто не знает, и в этом кроется первая проблема.

1. Историческая ценность

Что такое историческая ценность автомобильного бренда? Возьмем в роли примера Mercedes-Benz. Когда речь идет об этом производителе, в голове сразу появляются понятные ассоциации: дорого, качественно, верх сегмента. Это автомобили для президентов. И не так важно, что в линейке Mercedes-Benz оказывались Renault Kangoo и Nissan Navara. Главное, что там были 300 SL или R129 (особенно в контексте 7.3-литрового V12). В частности благодаря им бренд и стал тем Мерседесом, который все мы знаем и любим.

Хорошо, когда есть чем гордиться. Например, по той же причине Volkswagen создал Phaeton. Помните о десяти требованиях Фердинанда Пьеха, генерального директора Фольксваген конца в 1990-х, к будущей модели? О 200 км/ч в течение всего дня, жесткости кузова и прочих. Да, «проект Phaeton» не окупился настолько, что, считается, Volkswagen Group терял по 30 тыс. долларов на каждом проданном автомобиле. Но попытка добавить бренду ценность была. И сегодня, учитывая общие продажи моделей Volkswagen во всем мире, попытка эта не кажется уж очень безуспешной. Пускай и дорогой ценой, но Phaeton свое дело сделал.

О брендах вроде Porsche либо Alfa Romeo можно ничего не говорить. Когда ты владеешь одним либо несколькими экземплярами таких автопроизводителей, все понятно: ты либо что-то понимаешь в автомобилях, в их сути, повадках и родословной, либо богат. А чаще – и то, и другое.

А что же CUPRA? Что это, для кого и зачем? Бренд совершенно неизвестный и непонятный. Его ценность сегодня очень мала. Но она есть – в перспективе. И я верю, что в будущем, при правильном подходе, она возрастет. И возрастет существенно, а пока же нужно пользоваться теми плодами, которые несет эта самая неизвестность. И здесь я имею в виду техническое превосходство Formentor перед остальными, учитывая те деньги, которые за него просят.

2. Техническое превосходство

Volkswagen Group укусил себя за хвост. Formentor – это первый кроссовер, построенный на платформе MQB Evo. Это платформа, послужившая основой для Volkswagen Golf 8 и последней Audi A3. Но вот кроссоверов до сих пор не было. Получается, все лучшее, что сделали специалисты Volkswagen Group на сегодня – в форм-факторе кроссовера с поперечно установленным двигателем – находится здесь. То есть даже Tiguan R или T-Roc R (которых, впрочем, нет на нашем рынке) не могут таким похвастаться.

При этом пускай Formentor и походит на Leon, но его облик переосмыслен и более гармоничен. Например, сзади здесь больше брутальной рубленности, чем у Leon, и поэтому сочетание всех линий кузова выглядит куда более органичным. Единственная плавная линия на кузове находится над аркой заднего колеса. Она также от хэтчбека и поэтому кажется здесь не слишком уместной. С другой стороны, это уже вкусовщина. В любом случае Formentor выглядит очень достойно.

Но главное – это то, что скрывается за всеми этими линиями внутри. Formentor схож технически на тот самый Golf R, но не в версии 7.5, а в версии 8. Так что кроссовер от SEAT можно считать «кроссовером Golf R»: с 2.0-литровым мотором EA888 gen4 (DNFB) на 310 л. с., роботизированной коробкой передач DQ381 и системой полного привода, реализованной за счет муфты Haldex шестой генерации (а не пятой). По мнению Volkswagen Group, с технической точки зрения он совершенен.

Но при Formentor более яркий, еще более стильный и еще более брутальный. Кто-то даже может назвать его «Urus своего класса». И я соглашусь, ведь некоторые элементы передней его части действительно перекликаются с кроссовером от Lamborghini.

Но вот просят за него даже меньше, чем за Golf R.

3. Стоимость

Да, важно понимать, что CUPRA – это бренд для нас неизвестный, и потому главной причиной такого ценообразования является лишь одно слово – «промо». Потому что я не знаю, по каким еще причинам полноприводный 2.0-литровый кроссовер с адаптивной подвеской и 310-сильным мотором стоит у нас 43 тыс. долларов. Ведь в Германии он стоит 46 тыс., но уже евро.

Тестовый экземпляр обойдется немного дороже. У него опциональная аудиосистема Beats Audio (посредственная, если сравнивать с каким-то условным ультимативным качеством, но зато недорогая). У него панорамная крыша, а еще – дорогой и очень стильный сине-серый матовый цвет. С этими опциями стоимость Formentor поднимается до 48 тыс. долларов. Но все равно. За эти деньги так, как Formentor VZ, не может ехать никто.

Разгон и торможение

По нашим замерам, Форментор разменивает первые 100 км/ч за 5 секунд ровно! И это при жаре с +30°, с 95 топливом в баке (хотя лучше, конечно, заливать сюда 98 бензин) и на 19-дюймовых колесных дисках. Ну кто сможет так же? Да, Volkswagen Golf R, это понятно, но тот хэтчбек не располагает таким клиренсом. Еще на нашем рынке есть MINI Countryman JCW и… все, больше нет таких. Alfa Romeo и Porsche – это все либо за двойную цену, либо медленнее почти на 2 секунды. Вот вам и Formentor.

Чуть менее очевидной (по сравнению с динамикой) особенностью Formentor является его компоновка. При более внимательном рассмотрении автомобиля в профиль можно заметить, что центральная стойка находится по центру между осями (и даже ближе к задней оси). То есть там, где за рулем находитесь и вы. Отличное решение, которое напоминает мне об Alfa Romeo.

Вы сидите в центре колесной базы. Перед вами длиннющий капот, и когда вы поворачиваете руль, сначала поворачивает капот, а затем уже вы. Что сильно отличает Formentor от остальных кроссоверов и дарит особенные ощущения от активного драйва. Да и кажется, что там, под огромной крышкой, расположен еще больший мотор.

Впрочем, так могло бы и быть, но не для нашего рынка. У Formentor есть несколько вариантов двигателей. Тестовая версия – это Formentor VZ, где последние две литеры обозначают испанское слово «veloz», то есть «быстрый». Но есть еще и VZ5, и там установлен пятицилиндровый мотор – легендарный агрегат Audi. Но таких автомобилей будет выпущено всего 7 тыс., и совершенно непонятно, приедет ли хоть один из них в Украину. Так что будем довольствоваться тем, что есть у нас. Ведь довольствоваться есть чем.

Впору к двигателю на кроссовере установлены и тормоза. Спереди и сзади здесь вентилируемые диски, система очень производительна. Но за доплату в неполных 3 тыс. долларов шильдики «СUPRA» на суппортах могут смениться на «Brembo». И это одновременно самая дорогая опция для Formentor и самая дешевая для тормозов Brembo.

Стоит ли их покупать? Ответ зависит от того, в каких режимах вы собираетесь использовать свой CUPRA (опциональные тормоза точно будут более выносливыми). Потому что и стандартные обеспечивают отличнейший результат: со 100 км/ч во время наших замеров автомобиль остановился за 37.25 м.

Габариты и посадка

Formentor – автомобиль не слишком маленький. В длину он уступает Tiguan 5 см, а по ширине таков же. Но вот в чем дело: Tiguan выше Formentor на целых 14 см! И именно поэтому выше я позволил себе сравнивать его с Leon. В таких габаритах, как по мне, кроется огромное преимущество кроссовера. Впрочем, кто-то может сказать, что в этом-то и огромный его недостаток.

Потому что посадка здесь столь же низкая, как и в обычном хэтчбеке. Так что, будем честны, Formentor – кроссовер относительный. С одной стороны, клиренс здесь существенно больше, чем в «горячих» хэтчбеках – полных 15 см (в GTI, к примеру, только 12 см). С другой – внутри это ощутить намного сложнее: посадка здесь кардинально отличается от ощущений в Volkswagen Tiguan или SEAT Ateca. И я считаю, что это безусловный плюс, учитывая характер тестового кроссовера.

Салон

Внутри убранство Formentor ничем не отличается от салона последнего Leon. Здесь все так же, как и в любом другом автомобиле Volkswagen Group за эти деньги: не лучше и не хуже. Нормальный салон, но не впечатляет ни пластиками, ни каким-то особым подходом. Линии понятные, расстояния до органов управления выверены.

Более подробно стоит остановиться на новой мультимедийной системе. Она и вправду новая, ведь Formentor, как вы помните, выполнен на новой платформе. А платформа – это не только о подрамниках, форме рычагов и компоновке. В том числе это и об электронике. То есть головной блок здесь такой же, как и в Golf 8. Только оформление другое.

Удобна ли система? Скажу так: нужно привыкать, и через неделю пользования она сможет показаться вполне нормальной. Но это очень условно. На самом деле алгоритмы управления таковы, что нужно делать большое количество нажатий, спускаясь вниз по меню. Ничего вам не доступно сразу, и вот именно за это UX-дизайнерам, участвовавшим в разработке всего этого, нужно выдать кое-что другое, но точно не премию.

И это без упоминаний о ее периодических лагах и сбоях: то со звуком, то с подключением смартфона. Особенно хорош второй пример: эта система располагает беспроводным Android Auto, но узнал я об этом случайно – телефон у меня подключился лишь один раз. В ту же степь – и камера заднего вида с битой и пережатой «картинкой». Сама камера-то неплохая, но вот то, что вы видите, вас не радует. И так здесь во всем.

Даже в Golf система работает получше. Хотя и таких масштабных сбоев, как во время теста Skoda Octavia, здесь не было. За быстрое управление климатом с сенсорными ползунками тоже «спасибо» Golf 8. Сам черт придумал не подсвечивать эту зону ночью. Казалось бы, это очевидные вещи, но...

В остальном же все неплохо. Даже сзади место есть. И пускай его не столько, как в Tiguan, ведь крыша здесь существенно ниже, но достаточно удобно устроиться «самому за собой» (при росте в 2 м) мне не составило труда: стопы можно поместить под кресло впереди, есть подлокотник.

С багажником та же история. Он не номинальный – 450 л. Обшит хорошо, подпол жесткий, под ним прячется «докатка» и сабвуфер. Спинки второго ряда складываются с отделением в ровную площадку.

Впрочем, салон все же располагает двумя отличнейшими особенностями, за которые я готов его похвались. Первая – это передние кресла-ковши. Вообще я не люблю этот форм-фактор кресел, да и не идеальны они под мой рост, но в остальном они импонируют своей плотностью (и даже жесткостью боковой поддержки) да перфорацией, которая хоть как-то спасает в жару.

Вторая – это руль. Он хорошо выглядит (есть заигрывание на тему углепластика), но исполнение, физические кнопки и перфорация в местах хвата достойны отдельного «спасибо». К слову, в европейских версиях на руле могут присутствовать еще кнопка запуска мотора и кнопка выбора режимов езды. Но не для нас (а жаль, ведь они смотрятся очень эффектно). Так что в целом руль здесь отличный. Пока стоим.

Драйв

А вот на ходу от него хотелось бы большего. Да, вы сами знаете, что рули автомобилей Volkswagen Group для обычной жизни настроены хорошо. И этот - не исключение, но на той же змейке в какой-то момент вы просто теряете связь с тем, что происходит у вас под колесами. При связке быстрых переставок руль теряет информативность и буквально проваливается. Тяжесть сменяется легкостью, и вы перестаете отчетливо понимать, что и где там у вас происходит.

К тому же Formentor не оснащен блокировкой дифференциала. Да, здесь есть электронная его имитация XDS, но это же не одно и то же. Впрочем, этот огрех нельзя назвать провальным. В Golf GTI рулевое управление настроено так же (с поправкой на усугубление клиренсом), и ничего страшного. Просто нужно учитывать, что бывают рули и получше.

Например, у того же MINI Countryman JCW, который фактически является единственным прямым конкурентом Formentor за те же деньги. Но только Кантримен JCW сложно назвать абсолютно универсальным автомобилем на каждый день: для нашего рынка он с адаптивной подвеской недоступен. А вот здесь она есть. Амортизаторы умеют менять жесткость, и это прекрасно.

Но даже с наличием адаптивной подвески потряхивать на неровностях вас будет существенно. И дело даже не в больших неподрессоренных массах. Да, пускай на 19-дюймовых дисках здесь установлена не самая легкая резина Bridgestone Turanza T005, но сам диск весит немногим больше 13 кг – вполне адекватный показатель для такого размера. Дело собственно в настройке подвески автомобиля. И с этим придется мириться. Ведь Formentor – это почти что спорткар. Почти что.

Я не хочу сказать, что ехать на этом кроссовере – что «ехать на козле». Все в рамках приличия, учитывая динамику разгона и мощность. Да и SEAT не такой тряский, как тот же Countryman JCW. Просто хотелось бы еще большей плавности. Пока ты едешь один или c пассажиром справа, все нормально. (Ну да, потряхивает, но именно этого ты же и хотел/а. Ты выбрал/а именно CUPRA, потому что это быстро, но и немного грубо, жестко, брутально.) Но как только у вас появляется необходимость перевезти еще кого-нибудь сзади, сразу стоит ждать комментариев и просьб ехать полегче. Все же сзади бросает знатно. Особенно на брусчатке, особенно на плохой дороге.

Так что по большей части Formentor – эгоистичный автомобиль. Потому что по-настоящему проникаешься им только за рулем: когда стрелка ползет вверх, а улыбка на лице расплывается до ушей.

Кстати, слово «Форментор» было бы неплохим названием для какой-нибудь метал-группы, как по мне. Глэм-метал группы. Глэм-метал – потому что помимо тяжелых, но понятных всем рифов в смысле CUPRA заложен принцип хитовости, как мне кажется.

Посудите сами. Все хотят ездить на кроссоверах. Все хотят, чтобы они ехали быстро. И все хотят, чтобы они ехали громко. И вот с «громко» у Formentor все тоже очень «по глэму». У CUPRA есть несколько режимов езды, включая режим Individual, когда ты сам настраиваешь под себя каждый из массы параметров. Это и жесткость подвески, ведь здесь адаптивные амортизаторы, и тяжесть руля, и отклик двигателя/коробки на касание педали акселератора. И, конечно же, выхлоп.

Но не по-настоящему: здесь в выпускной системе нет заслонок, так что вы просто выбираете громкость и грубость выхлопа, синтезированный звук которого идет из колонок. «И что здесь такого? Так у всех сейчас», – скажете вы. Но нет, не у всех. Ведь здесь, несмотря на то, что под капотом расположены четыре цилиндра в ряд, из колонок доноситься звук мотора V8 вдвое, а то и втрое большего объема. И пускай вживую выхлопная система звучит не так уж и плохо, но вы об этом не узнаете из-за синтезированного звука.

Так что на ходу внутри Formentor, с одной стороны, весело, с другой – ты чувствуешь, что все это не очень-то и натурально. Ровно до того момента, пока не начинаешь ехать в режиме «CUPRA»/ И вот тогда натуральность появляется будто бы из ниоткуда. Ведь ездить на кроссовере активно и вправду весело, а иногда – даже впечатляюще. Честных 5, а то и меньше секунд до «сотни» – это дело. Турбина (а здесь, кстати, уже не IHI IS38, а Continental, как в Volkswagen Golf R) надувается под задорный свист. В общем, «весело» - именно то слово.

Перед выводом осталось добавить еще вот что. Салон кроссовера на неровностях трещит, так что, возможно, его нужно будет разбирать и проклеивать. Я не думаю, что это проблема «тележки»: тут вопрос исключительно в сборке панелей. Но это также нужно учитывать. Кроме того, неплохо было бы параллельно к этому добавить Formentor шумоизолирующих материалов: уровень шумоизоляции здесь невысок. Впрочем, для такого быстрого автомобиля это не проблема.

Вывод

CUPRA Formentor VZ – это, как говорится, one love. Он не идеален, ни в коем случае, но это живой автомобиль. Именно живой. Я его, конечно же, запомню очень хорошо. А еще я буду его рекомендовать, если у меня кто-нибудь спросит, что же быстрое можно было бы купить при бюджете до 50 тыс. долларов. Потому что для меня это однозначно лучшая покупка (или, по крайней мере, одна из лучших).

MINI Countryman JCW – это, бесспорно, стоящий конкурент, он в некоторых смыслах даже лучше CUPRA? но Countryman, как и все MINI – это те автомобили, от которых ты либо без ума, либо плюешься при виде «бубликов» головной оптики.

Важно также, что Форментор в Украине представлен не только с этим «диким» мотором: есть еще и более гражданская его версия с 2.0-литровым дизельным двигателем на 150 сил. В базовой версии он стоит 37 800 долларов. Версия эта выглядит поспокойнее: у нее 18-дюймовые колесные диски и чуть более простой салон (комфортные сидения вместо ковшей, например). В остальном же все на месте.

Дизельный мотор обеспечивает разгонную динамику из 9 секунд, но и топлива потреблять он будет вдвое меньше. Потому что VZ – это минимальный расход в 11 л/100 км в городе. Но 13 л/100 – более реальный показатель, потому что этот мотор хочется раскручивать. С другой стороны, на трассе можно укладываться в 8 л/100 км, и это очень приятно.

Больше мне добавить нечего. Конкуренты на рынке просто отсутствуют. Porsche Macan в версии S – схожей по динамике (4.8 c) – обойдется от 79 тыс. долларов. То есть Formentor с новой прошивкой сможет поехать даже быстрее. Понятное дело, Macan куда более сбалансированный и понятный. Это вообще, по моему мнению, лучший кроссовер в принципе, но и стоимость у него соответствующая.

Об Alfa Romeo вы тоже все знаете. Версия Stelvio Quadrifoglio быстрее, но намного дороже, а 280-сильная Veloce существенно проигрывает Formentor в динамике. Пускай итальянцам и хотелось бы, чтобы ее результатом был разгон за 5.7 с до «сотни», но наши замеры показали 6.7 с.

Обсуждение тест-драйва Formentor

CUPRA Formentor: аномальное кроссоверное явление. CUPRA Formentor

Интересное еще здесь: Обзоры.

CUPRA Formentor: аномальное кроссоверное явление. CUPRA Formentor.