Nissan Cedric — это культовый автомобиль бизнес-класса, который выпускался японским автопроизводителем на протяжении более четырех десятилетий, с 1960 по 2004 год. Изначально созданный для комфортных поездок, он занял свою нишу, конкурируя с такими моделями, как Prince Skyline и Gloria. Со временем эти марки были объединены под крылом Nissan, и их судьбы переплелись: Skyline стал развиваться как спортивный автомобиль, а Gloria превратилась в спортивную версию самого Cedric, отличаясь в основном элементами экстерьера, такими как решетка радиатора и оптика.
На внутреннем японском рынке линейка Cedric/Gloria, нежно именуемая «Cedglo», производилась до октября 2004 года, после чего ее сменила модель Nissan Fuga. Однако имя Cedric не кануло в лету — оно продолжило жить в модификациях с кузовом Y31, выпускавшихся с 2005 года. Важной частью биографии автомобиля стало его широкое использование в качестве такси, где он составил конкуренцию Toyota Comfort. На протяжении всей истории его главным соперником в классе считался Toyota Crown. Интересно, что фигурка на радиаторе первых моделей была навеяна дизайном Lincoln, но получила собственную, уникальную интерпретацию.
Эволюция модели: от истоков до наших дней
Первое поколение: Зарождение легенды (30-я и 31-я серии)
Дебютное поколение, известное как 30-я серия, сошло с конвейера в марте 1960 года. Это была первая модель, носившая имя Nissan, но сохранившая технологическую связь с автомобилями Datsun. Cedric пришел на смену лицензионному Nissan Austin (копии Austin A50) и стал для компании первым автомобилем с несущим кузовом (монокок) и панорамным лобовым стеклом. Покупателям предлагался широкий выбор: от базового Cedric 1500 Standard до более мощного Cedric 1900 Custom, а также практичные версии — шестиместный фургон (Van) и восьмиместный универсал (Wagon). Дизайн, вдохновленный японскими электропоездами конца 50-х, выделялся массивной решеткой и сдвоенными фарами.
В 1962 году начался выпуск обновленной 31-й серии. Главными нововведениями стали горизонтальное расположение фар, увеличившее длину автомобиля, и появление дизельного двигателя SD20 объемом 2.0 литра. С 1964 года для модели стала доступна трехступенчатая автоматическая коробка передач Borg Warner. Внешне автомобиль стал более современным, а небольшие задние фонари придавали ему сходство с британскими MG.
Cedric Special: Флагманская версия
Чтобы конкурировать с Toyota Crown и другими премиальными седанами, в 1963 году был представлен Cedric Special. Это была удлиненная на 145 мм версия с роскошным интерьером и мощным 2.8-литровым шестицилиндровым двигателем, развивавшим 118 л.с. От стандартных моделей его отличала уникальная решетка радиатора, шильдики «Cedric Special» и особая конструкция бампера. Выпускался в трех сериях (Mark I, II, III), постоянно совершенствуясь, пока в 1965 году его место не занял новый флагман — Nissan President.
Второе поколение (P130): Новый дизайн и технологии
Представленное в 1965 году второе поколение (серия P130) было построено на совершенно новой платформе и получило элегантный кузов, созданный при участии ателье Pininfarina. Это был первый Cedric, на который начали устанавливать новый верхневальный двигатель L20, а также дизельный силовой агрегат. После слияния Nissan и Prince Motor в 1966 году, автомобиль на экспортных рынках стал продаваться под маркой Datsun (2000/2300/2400). Помимо седана, предлагались универсал и фургон. Особой страницей истории стала полицейская версия с уникальным для Cedric двигателем V8 Y40.
Третье поколение (230 серия): Появление хардтопа
С 1971 года выпускалась 230 серия, ознаменовавшаяся появлением новых типов кузова — двухдверного купе и, что важнее, четырехдверного хардтоп-седана без центральной стойки. Автомобиль получил характерный для той эпохи стиль «бутылка Коки». В ответ на ужесточение экологических норм двигатели стали оснащаться системой NAPS (Nissan Anti Pollution System). На экспорт, в частности в Южную Африку, модель продавалась как Datsun 260C, а позже — 300C.
Четвертое поколение (330 серия): Развитие линии
Выпускавшаяся с 1976 по 1979 годы 330 серия продолжила развитие предыдущего поколения. На японском рынке она параллельно продавалась как Nissan Gloria. Автомобиль, предлагавшийся в тех же кузовах (седан, универсал, купе, хардтоп), получил дальнейшую доработку двигателей для соответствия нормам выбросов. В 1977 году был выпущен миллионный автомобиль модели Cedric.
Пятое поколение (430 серия): Технологический прорыв
Пятое поколение (1979-1983) стало знаковым. Дизайн, созданный Pininfarina, стал более угловатым. Главными инновациями стали: первый в Японии 2.0-литровый турбированный бензиновый двигатель (L20ET), электронная система управления двигателем ECCS и первый для рынка 2.8-литровый дизель (LD28). Это позволило 430-й серии стать «Автомобилем года в Японии» в 1979 году. Модель получила дисковые тормоза на всех колесах (на базовых версиях — опционально) и стала последним Cedric, широко поставлявшимся в Европу.
Интересное: Обзор Nissan Leaf .
Шестое поколение (Y30): Эра двигателей V6
С 1984 года началась эра двигателей V6. На смену рядным «шестеркам» пришел 3.0-литровый VG30E. Поколение Y30 предлагалось в трех кузовах: седан, хардтоп и универсал, с невероятно широким списком опций и комплектаций, от базового Standard до роскошного Brougham VIP. Автомобиль позиционировался как конкурент немецким седанам бизнес-класса. Универсал этой серии продержался на конвейере рекордно долго — до 1999 года.
Седьмое поколение (Y31): Пик популярности и такси
Выпущенный в 1987 году Y31 стал одним из самых популярных. Округлые формы, передовая электроника (вплоть до встроенного сотового телефона и телевизора), пневмоподвеска и 5-ступенчатый «автомат» — все это делало его очень желанным автомобилем. Для частных покупателей предлагался хардтоп, а седан, прошедший легкий рестайлинг, продолжил выпускаться вплоть до 2014 года, став основой для японского таксопарка.
Восьмое поколение (Y32): Фокус на хардтоп
Поколение Y32 (1991-1994) было представлено исключительно в кузове хардтоп, подчеркивая его премиальный статус. Дизайн с четырьмя круглыми фарами отсылал к BMW 7-й серии. Автомобиль оснащался только двигателями V6 (бензиновыми и дизельным) и автоматическими коробками передач.
Девятое поколение (Y33): Новые двигатели VQ
В 1995 году дебютировал Y33, главным новшеством которого стала установка новых легких и мощных алюминиевых двигателей серии VQ. В списке опций впервые для Cedric появилась полноприводная система ATTESA E-TS. Модель также выпускалась с левым рулем для экспорта.
Десятое поколение (Y34): Лебединая песня
Последнее, десятое поколение Y34 (1999-2004) завершило историю частных Cedric. Линейка двигателей включала современные V6 с непосредственным впрыском топлива (обозначение «DD»), а также турбированную рядную «шестерку» RB25DET в полноприводных версиях. В топовых комплектациях впервые была применена тороидальная вариаторная трансмиссия (CVT). В 2004 году производство хардтопа было прекращено, и ему на смену пришел Nissan Fuga. Такси-седан Y31 продержался на конвейере до 2014 года, поставив точку в более чем полувековой истории легендарного имени.
#автообзор #авто #nissan #cedric
Интересное еще здесь: Обзоры.
