Официальный Nissan Leaf в Украине: тест-драйв, характеристики и экономическая целесообразность

В Украине начались официальные продажи Nissan Leaf второго поколения — это важное событие для рынка электромобилей. Если вы следите за развитием электротранспорта, то наверняка знаете об этой модели, выпускаемой с 2017 года. Однако наш тест посвящен именно официальной версии, которая предлагает богатую комплектацию по более привлекательной цене. Я, как убежденный поклонник двигателей внутреннего сгорания (ДВС), впервые подробно знакомлюсь с электрокаром, поэтому мои впечатления будут свежими и, возможно, неожиданными.

Лень читать? Смотрите видео-тест Nissan Leaf:

Исторический контекст и тренды

К 2020 году Nissan отпраздновал продажу полумиллиона Leaf по всему миру — впечатляющий результат, достигнутый за десятилетие. Долгое время у модели практически не было прямых конкурентов, что, с одной стороны, способствовало продажам, а с другой — намекало на медленное развитие сегмента. Однако ставка Nissan оказалась верной. Первый Leaf, появившийся в Европе в 2011 году, сразу завоевал титул «Автомобиль года», став предвестником грядущих перемен.

Споры о целесообразности электромобилей, их недостатках (ограниченный запас хода, проблемы с утилизацией батарей) постепенно утихают. Электрификация становится глобальным трендом. Норвегия планирует запретить продажи авто с ДВС с 2025 года, а многие страны, включая Данию, Израиль, Ирландию, Китай и Индию, нацелились на 2030 год. Автопроизводители следуют этой политике: Ford, Fiat (и вся группа Stellantis, включая Peugeot и Opel), Volvo заявили о полном переходе на электромобили к 2030 году. Немецкие бренды, хотя и осторожничают, уже активно продают модели ID.3 и ID.4. В этом контексте появление официального Nissan Leaf в Украине выглядит особенно своевременным. В обзоре мы детально разберем его технические особенности, эксплуатационные характеристики, комплектацию и сравним с потенциальными конкурентами.

Внешний вид и комплектация

Дизайн Nissan Leaf второго поколения — это нечто среднее между хэтчбеком и минивэном, но точно не кроссовер, хотя клиренс в 15.5 см вполне достойный. Длинный передний свес визуально укорачивает колесную базу, хотя ее фактическая длина (2700 мм) сравнима с Toyota Corolla.

Внешность Leaf уже хорошо знакома украинским водителям по «серым» поставкам. Официально же предлагается одна комплектация — N-Connecta, которая находится на ступень ниже топовой. В нее входят: LED-оптика, система предотвращения столкновений, адаптивный круиз-контроль, мониторинг слепых зон, мультимедийная система с Apple CarPlay и Android Auto, подогрев всех сидений и руля. Отсутствуют лишь система ProPilot и кожаная отделка салона. Ключевой элемент — батарея емкостью 40 кВт*ч, которая обеспечивает запас хода около 280 км по смешанному циклу WLTP и более 300 км в городе. Цена официального Leaf составляет 35.5 тыс. долларов, что делает его одним из самых доступных электромобилей на украинском рынке, уступая лишь кроссоверу JAC iEV7S.

Технические особенности

Сравнивать электромобили с авто на ДВС пока сложно из-за разницы в масштабах производства и стоимости ключевых компонентов. По словам дилера, сама батарея Leaf оценивается в 20 тыс. долларов, а PDM-преобразователь с инвертором — около 8 тыс. долларов. Таким образом, эти узлы составляют до 80% стоимости автомобиля.

PDM-преобразователь преобразует переменный ток в постоянный, а инвертор управляет подачей энергии от батареи к электромотору. Самостоятельный ремонт этих систем опасен из-за высокого напряжения (350 В). 40-киловаттная литий-ионная батарея имеет те же габариты, что и у первого поколения, но, к сожалению, не оснащена жидкостным охлаждением (в отличие от Hyundai Ioniq). Это может привести к перегреву и ускоренному износу при быстрой зарядке или длительной езде на высокой скорости. Однако батарея не является несущим элементом, что потенциально снижает риски ее повреждения в ДТП.

12-вольтовый аккумулятор питает бортовые системы, а тяговая батарея — электромотор EM57. Это синхронный двигатель мощностью 150 л.с. с крутящим моментом 320 Нм. При весе автомобиля в 1640 кг разгон до 100 км/ч занимает 8.31 секунды.

Обслуживание и надежность

Электромоторы в целом надежнее ДВС благодаря простой конструкции (статор, якорь, подшипники). Владельцы Leaf отмечают высокую надежность мотора EM57. Более уязвима батарея из-за отсутствия охлаждения, но на нее дается официальная гарантия 8 лет или 160 тыс. км, в течение которых ее эффективность не должна упасть ниже 75%.

Коробки передач как таковой нет — ее роль выполняет редуктор с одной передачей. Для движения задним ходом меняется полярность питания мотора. Скорость заднего хода электронно ограничена 50 км/ч. Редуктор требует периодической замены масла (чуть больше литра). Частота замены зависит от стиля вождения: при агрессивной езде рекомендуется менять масло каждые 30 тыс. км, при спокойной — каждые 40–50 тыс. км. Тормозные колодки изнашиваются медленнее благодаря рекуперативному торможению, которое также восполняет заряд батареи. В городских условиях колодки могут прослужить 100 тыс. км и более.

Впечатления от управления

На дороге Nissan Leaf демонстрирует высокий комфорт. Подвеска, несмотря на заднюю балку, работает мягко и эффективно гасит неровности. Автомобиль отзывчив на повороты руля, ведет себя предсказуемо и тихо. О спортивном характере речи не идет — заметны крены в поворотах, но низкий центр тяжести способствует устойчивости. Руль немного «размыт», но это соответствует общей настройке автомобиля.

Шумоизоляция на городских скоростях хорошая, на трассе хотелось бы лучше, но учитывая высокую стоимость силовых компонентов, этот показатель можно считать приемлемым. У Leaf два режима движения: Normal и Eco. В Normal режиме электрокар очень бодр благодаря мгновенному крутящему моменту, особенно до 60 км/ч. В Eco режиме автомобиль становится плавным и экономичным, позволяя снизить расход энергии до 12–13 кВт*ч на 100 км в городе. В реальных условиях с климат-контролем и активной ездой расход составляет 14–15 кВт*ч на 100 км, что дает запас хода около 250–260 км. Зимой запас хода сокращается минимум на 50 км.

Функция e-Pedal позволяет замедлять и полностью останавливать автомобиль, просто отпуская педаль акселератора (замедление с силой около 0.2G). Для кого-то это удобно, но к такой системе нужно привыкнуть.

Салон и оснащение

Салон Leaf не поражает современным дизайном, но собран качественно. Мультимедийная система, хотя и не самая продвинутая, поддерживает Android Auto и Apple CarPlay. Главный недостаток — плохое качество камер кругового обзора и блеклый экран, на котором сложно что-то разглядеть на солнце.

Эргономика неидеальна для высоких водителей (например, ростом 2 м): подлокотник расположен неудобно. Приборная панель информативна и наглядна. Материалы отделки в основном добротные: есть мягкий кожзам на многих панелях, но также присутствуют жесткие пластики. Отмечаются странные решения для автомобиля за 35 тыс. долларов: только водительский импульсный стеклоподъемник, механический «ножной» стояночный тормоз и общий подогрев для всего заднего ряда. Климатическая установка, однако, очень эффективна.

Задний ряд тесноват: высокий пол из-за батареи сокращает пространство над головой, запас по коленям минимален, спинка дивана слишком вертикальна. Багажник объемом 435 литров имеет глубокий проем, но лишен нижней ниши. Фальшпол хлипкий. Спинки заднего ряда складываются не в ровный пол, что ограничивает возможности перевозки крупногабаритных грузов.

Расход энергии и запас хода

В городе расход энергии колеблется от 12 до 15 кВт*ч на 100 км, что теоретически дает до 300 км пробега. Зимой запас хода сокращается: при -10°C — на 50–70 км, при -25°C — на 100–150 км из-за отсутствия эффективного термоменеджмента батареи. На трассе при скорости 110 км/ч расход составляет около 16 кВт*ч на 100 км, обеспечивая запас хода более 200 км. Максимальная скорость Leaf ограничена 150 км/ч. Тормозной путь со 100 км/ч — 40.3 метра.

Инфраструктура и способы зарядки

Для длительных поездок инфраструктура зарядных станций в Украине все еще развивается, и на популярных маршрутах могут быть очереди. Leaf поддерживает три способа зарядки:

1. От бытовой розетки (штатный кабель Type 1): самый медленный способ. В идеальной сети (16А, 220В) скорость зарядки — до 3.5 кВт/ч (полная зарядка за ~9 часов). В реальности из-за старых сетей скорость может быть 1.3–2.5 кВт/ч, что увеличивает время зарядки до 12–24 часов.
2. От общественных станций переменного тока (AC): используется коннектор Type 1 (распространен в Украине благодаря «серым» Leaf из США). Максимальная скорость — до 6.6 кВт/ч. На практике получается около 5.8–6 кВт/ч. Некоторые станции взимают плату за простой после завершения зарядки.
3. От быстрых зарядных станций постоянного тока (DC, fast charger): используется коннектор CHAdeMO. Максимальная скорость — до 50 кВт/ч. На практике до 80% заряда скорость может быть 36 кВт/ч, затем снижается. Важное предупреждение: при температуре окружающей среды выше 40°C такая зарядка не рекомендуется, так как может привести к перегреву и повреждению батареи.

Экономика эксплуатации и выводы

Самый дешевый способ — зарядка от домашней сети. При тарифе ~1.68 грн/кВт*ч стоимость 100 км пробега составит около 25 грн (0.25 грн/км). Для сравнения, дизельный автомобиль класса С (расход 6–7 л/100 км) обойдется в 180–210 грн за 100 км (1.8–2.1 грн/км). Зарядка на общественных станциях дороже (4.5–8.5 грн/кВт*ч), но даже при 6.5 грн/кВт*ч стоимость километра не превысит 1 грн.

При годовом пробеге 30 000 км экономия на топливе составит минимум 30 000 грн в год. За пять лет набежит более 150 000 грн, не считая меньших затрат на обслуживание. С этой точки зрения покупка Leaf становится экономически целесообразной, особенно для активных городских поездок.

Прямых официальных конкурентов у Nissan Leaf на украинском рынке сейчас нет. Hyundai Ioniq больше не продается, ожидается лишь кроссовер Ioniq 5, а Renault Zoe покинул рынок. Таким образом, Leaf остается одним из немногих доступных и хорошо оснащенных вариантов для входа в мир электромобилей в Украине.

Обсуждение тест-драйва Leaf

Это мой первый отзыв так что не суди строго. Вступление: Это далеко не первый мой автомобиль и не единственный в семье. Сменив более 20 автомобилей за свою жизнь кое какое понимание того что я х ...

Интересное еще здесь: Обзоры.

Nissan Leaf: теперь с украинской пропиской. Nissan Leaf.