Maserati MC20: возрождение легенды с инновационным двигателем

Это не просто очередной тест-драйв быстрого итальянского суперкара. Maserati MC20 — это знаковое событие для всего автомобильного мира, способное перевернуть представления о возможностях классического двигателя внутреннего сгорания. Этот автомобиль доказывает, что эра ДВС еще далека от завершения, особенно в сегменте спорткаров.

Для самого бренда Maserati MC20 символизирует начало абсолютно новой главы — эры независимости от Ferrari и триумфального возвращения в автоспорт. Этот тест-драйв раскроет все секреты автомобиля, мимо которого невозможно пройти.

Вы узнаете, как инженерам удалось выжать 630 лошадиных сил из трех литров объема, не прибегая к гибридным системам и соблюдая жесткие экологические нормы. Я расскажу о реальных показателях разгона до 200 км/ч, о том, как настраивали подвеску для трека с помощью виртуального моделирования, и поделюсь впечатлениями от мультимедийной системы на базе Android Automotive OS от Google — технологии будущего, которая скоро появится во многих автомобилях.

Лень читать? Смотрите видео-тест Maserati MC20:

Исторический контекст: возвращение к истокам

Аббревиатура «MC20» расшифровывается как «Maserati Corse 2020», отсылая к гоночному наследию бренда. Чтобы понять всю значимость этого автомобиля, стоит вспомнить славное прошлое Maserati в автоспорте, громкие победы конца 1950-х, многолетнее противостояние с Ferrari и последующий уход из гонок. Возвращение спустя десятилетия с моделью MC12, а теперь и с MC20, — это возрождение духа соревнований. Мы подготовили отдельный материал, детально описывающий столетнюю спортивную историю марки.

Дизайн: элегантность и аэродинамика

MC20 построен по классической для автоспорта схеме: среднемоторная компоновка, задний привод. При этом его габариты и колесная база больше, чем у прямых конкурентов в лице Porsche 911, Ferrari F8, Lamborghini Huracan и McLaren 570.

Интересно, что кузов изначально разработан для трех модификаций: представленного купе, будущего родстера (spyder) и полностью электрической версии Folgore («молния»). Последняя, по слухам, получит три электромотора и 700 л.с., разгоняясь до сотни за 2 секунды.

Дизайнерам удалось совместить узнаваемые классические пропорции Maserati с требованиями эффективного охлаждения и аэродинамики. В среднемоторных автомобилях это сложная задача, так как воздух к интеркулерам нужно направлять в заднюю часть, что часто приводит к громоздким воздухозаборникам.

Благодаря 3D-моделированию и длительным испытаниям в аэродинамической трубе, инженеры Maserati сделали воздухозаборники на задних крыльях почти незаметными. Они достигли отличных показателей прижимной силы и обтекаемости без использования активного спойлера, который мог бы нарушить чистые линии кузова. Это сдержанная элегантность в противовес агрессивному дизайну некоторых конкурентов.

Для достижения рекордной удельной мощности без ущерба для салона было создано шасси на основе карбонового монокока весом всего 100 кг. Полная масса автомобиля с жидкостями не превышает 1.5 тонны, что является честным «мокрым» весом, в отличие от «сухого», который часто декларируют конкуренты.

Двери, открывающиеся вверх, также выполнены из углепластика. Особой деталью дизайна стали прорези в виде трезубца для охлаждения моторного отсека. Заднее стекло практически не дает обзора, что компенсируется камерой заднего вида — необходимость для автомобилей такого класса.

Тормозная система — от Brembo. В базе используются чугунные диски, а в качестве опции — карбон-керамические диаметром 390 мм, которые обещают остановку со 100 км/ч за 33 метра. На тестовом предсерийном автомобиле замеры не проводились, но позже нас обязательно пригласят это сделать.

Сердце машины: революционный двигатель Nettuno

Двигатель получил собственное имя — Nettuno (Нептун). Это первый собственный мотор Maserati за двадцать лет, знаменующий новую эру для марки и, возможно, продлевающий жизнь ДВС в мире суперкаров.

Это самый мощный серийный шестицилиндровый двигатель на момент создания: 3.0-литровый би-турбо V6 выдает 630 л.с. и 730 Н·м — столько же, сколько V12 в легендарном MC12.

Главное достижение — Nettuno соответствует строжайшим нормам Euro 6b без использования гибридных систем. Секрет успеха кроется в трех технологиях: двойной камере сгорания, двойном зажигании и двойном впрыске топлива.

Ключевая инновация — дополнительная форкамера объемом 1.5 см³ перед свечой зажигания в каждом цилиндре. Искра поджигает смесь в ней, и потоки пламени через тонкие каналы с высокой турбулентностью воспламеняют топливо в основной камере. Это позволяет использовать бедную смесь для экономии и высокую компрессию для мощности, достигая феноменального показателя в 210 л.с. с литра объема.

Технология форкамер не нова (ее использовали Honda в 1970-х и команды Формулы-1 с 2014 года), но ее адаптация для гражданских автомобилей была сложной задачей. На малых нагрузках быстрое сгорание делало двигатель нестабильным.

Maserati решила проблему, добавив вторую «гражданскую» свечу зажигания в цилиндр и систему двойного впрыска (во впускной коллектор и непосредственно в цилиндры под давлением 350 бар). В результате получился гибридный характер: плавная работа на низких оборотах и агрессивная — под нагрузкой. Заявленный расход — 10 л/100 км в спокойном режиме и 20 л/100 км в активном.

Технические детали двигателя

За основу блока цилиндров, вероятно, взят алюминиевый блок от Ferrari V8 (или его шестицилиндровая версия для Alfa Romeo), что не умаляет инновационности разработки Maserati. Двигатель оснащен двумя турбинами с электронными вестгейтами, коваными поршнями и шатунами, медными форкамерами для лучшего теплоотвода и системой сухого картера. При всей сложности он весит всего 220 кг.

Разработка велась с использованием виртуального тестирования, что позволило создать мотор всего за год. Вопрос надежности такого высокотехнологичного и теплонагруженного агрегата остается открытым, но потенциал у него огромный. Эта технология — инвестиция в будущее, которая позволит Maserati дольше соответствовать экологическим нормам и, возможно, появится в других моделях, включая гибриды.

Салон: высокие технологии и роскошь

Несмотря на облегчение кузова, салон MC20 выполнен на высшем уровне. Отделка кожей и алькантарой, обилие карбона, климат-контроль и премиальная акустика сочетаются с новым, более современным и технологичным дизайном, отошедшим от вычурной классики.

Впервые на торпедо нет хронографа, его роль символически играет джойстик выбора режимов движения. Кнопка запуска двигателя теперь на руле, как у гоночных болидов. Отдельная кнопка активирует launch-контроль, а лепестки переключения передач — огромные и удобные.

Акустическая система — от малоизвестного в автоиндустрии итальянского high-end бренда Sonus Faber, что добавляет эксклюзивности. Водительское кресло удобное даже для высоких людей, хотя и с минимумом регулировок.

Главная техническая новинка — мультимедийная система на базе специальной ОС Android Automotive от Google (не путать с Android Auto). Это стабильное и современное решение, которое избавит Maserati от проблем с собственными системами прошлого. Есть и беспроводной Apple CarPlay. Приборная панель меняет вид в зависимости от выбранного режима: GT, Wet (для дождя), Sport и Corsa (для трека).

Багажник скромный: 50 литров спереди и 100 сзади, но для повседневного использования этого достаточно.

Впечатления за рулем: от трека до проселочных дорог

Испытания на треке Autodromo di Modena показали, что MC20 — не только мощный, но и невероятно послушный автомобиль. Заявленная динамика впечатляет: 0-100 км/ч менее чем за 2.9 с, 0-200 км/ч — менее чем за 8.8 с. Инженеры намекают, что в идеальных условиях разгон до сотни может занять всего 2.7 секунды.

Во многом это заслуга новой 8-ступенчатой преселективной коробки передач с мокрыми сцеплениями от американской компании Tremec (известной по Corvette C8). Она переключается за 100 мс, выдерживает до 800 Н·м и при этом работает плавно в обычных режимах.

На треке MC20 раскрывается как идеальный инструмент. Среднемоторная компоновка и развесовка 60/40 обеспечивают феноменальную управляемость. Двухрычажная подвеска спереди и сзади (включая «полувиртуальные» оси руления спереди) дарит невероятную точность, обратную связь и сцепление с дорогой. Автомобиль прощает ошибки, предсказуем и не склонен к резким срывам даже в гоночном режиме Corsa с отключенной стабилизацией. Расход на треке составил около 26 л/100 км — отличный показатель для суперкара.

На дорогах общего пользования в режиме GT MC20 удивляет своей цивилизованностью. Рулевое управление легкое и точное, подвеска на адаптивных амортизаторах старается сгладить неровности, хотя низкий профиль резины и короткий ход подвески дают о себе знать. Вибрации от двигателя практически отсутствуют. Средний расход в спокойной манере езды — около 12 л/100 км.

Единственное, к чему нужно привыкнуть, — очень спортивная, с коротким ходом и большим усилием, педаль тормоза. Но это характерно для карбон-керамических систем и подчеркивает спортивный характер автомобиля.

Выводы: новая эра Maserati

Maserati триумфально возвращается в класс суперкаров с MC20. Хотя бренду предстоит заново завоевывать позиции рядом с Ferrari и Lamborghini, агрессивность этого возвращения не оставляет сомнений в успехе. Важным аргументом станет и цена, которая, как ожидается, будет ниже, чем у ключевых конкурентов, начинаясь примерно с 210 тысяч евро. Это позволит MC20 конкурировать не только с итальянцами, но и с немецкими спорткарами вроде AMG GT или BMW M8.

нет ценынет ценыот 286.851$нет ценынет цены

Главное наследие MC20 — это, безусловно, двигатель Nettuno. Его технологии могут в будущем появиться в других моделях марки, таких как Levante или новый кроссовер Grecale, что сулит Maserati серьезные коммерческие перспективы. С MC20 мы становимся свидетелями изменения расстановки сил в мире суперкаров и пишущейся на наших глазах истории.

Обсуждение тест-драйва MC20

Интересное еще здесь: Обзоры.

Maserati MC20: снова на главной дороге. Maserati MC20.