ЛАЗ-699: Почему советский междугородний автобус стал символом дискомфорта

ЛАЗ-699: Парадокс советского автопрома

На специализированных форумах об автобусах можно встретить резкие оценки ЛАЗ-699Д, вплоть до обвинений в «издевательстве над пассажирами». Это вызывает удивление, ведь Львовский автобусный завод (ЛАЗ) был одним из флагманов советского автопрома, а его техника поставлялась по всему Союзу. В чем же причина столь негативного отношения к этой конкретной модели? Поскольку внешний вид и основные характеристики ЛАЗ-699 хорошо известны, стоит сразу перейти к анализу его ключевых недостатков с точки зрения пассажирского комфорта.

ЛАЗ-699А «Люкс» для Semaine Internationale du Car 1967

Корень проблемы: забвение потребностей пассажира

Сложно назвать ЛАЗ-699 откровенно плохим автобусом — он был вместительным и относительно надежным. Однако для многих пассажиров он стал объектом искренней неприязни, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные гневные отзывы в сети. Основная претензия заключалась в том, что при его создании комфорт людей отошел на второй план.

Главным бичом модели стала примитивная система вентиляции и отопления. В салоне не было ни кондиционера, ни нормальных форточек. Летом это превращало поездку в испытание жарой и духотой: пассажиры страдали от жары, а воздух наполнялся смесью запахов паленой проводки и бензина. Зимой, напротив, в салоне было холодно. Для междугородних рейсов, которые могли длиться многие часы, такое положение дел было критичным.

Для длительных путешествий комфорт — не роскошь, а необходимость.

Обратите внимание: Микроавтобус Fiat Ducato.

В ЛАЗ-699 же применялась, если можно так выразиться, «экономичная сплит-система по-советски»: летом охлаждение возлагалось на встречный поток воздуха из люков, а зимой обогрев — на воздух, прогретый двигателем. На практике эта система работала крайне неэффективно.

Сравнения, которые только усиливали разочарование

В модификациях, где люки все же были, они часто не справлялись с задачей нормальной циркуляции воздуха. Отсутствие сквозняка превращало салон в душную «баню», что особенно тяжело переносилось в долгих поездках. Проблема с запахом топлива в салоне была характерна не только для ЛАЗа, но и для других автобусов той эпохи, например, венгерских «Икарусов». Многие помнят этот специфический «аромат» со школьных экскурсий, который у одних вызывал ностальгию, а у других — приступы тошноты.

Частое сравнение ЛАЗ-699 с «Икарусом» лишь подчеркивало его недостатки. Важно понимать, что венгерские автобусы в то время считались эталоном комфорта в соцлагере и относились к более высокому классу, особенно в сегменте междугородних и туристических перевозок. Сравнивать их с советским ЛАЗом не совсем корректно — это техника разного уровня, создававшаяся в разных странах с разными подходами к пассажиру. На фоне «Икаруса» недостатки отечественного автобуса воспринимались пассажирами еще острее.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Вот почему автобус лаз-699 советские пассажиры так не любят.