ЕГЭ и кризис знаний: как экзамены отражают системные проблемы образования

Результаты ЕГЭ: статистика или диагноз?

С началом экзаменационной кампании в учительской среде стали распространяться тревожные сообщения: «Мы обогнали 42-ю школу по физике, но они нас «разгромили» по истории». Средние баллы по большинству предметов колеблются в районе 60-70, что нельзя назвать высоким показателем. Особенно настораживает статистика максимальных результатов: на 25 июня по всему краю лишь 44 выпускника из 11 тысяч смогли набрать 100 баллов. Эти цифры заставляют задуматься о реальном уровне знаний современной молодежи.

Тревожные сигналы от министерств

Перед началом экзаменов глава Рособрнадзора Анзор Музаев выразил надежду, что ЕГЭ будут сдавать все выпускники, а не только те, кто планирует поступать в вузы. Ранее министр просвещения Сергей Кравцов объявил об отмене базового уровня экзамена по математике в этом году. Эти решения, на первый взгляд технические, на самом деле отражают глубинные проблемы системы образования.

Проблема фундаментальных знаний

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть за сухими цифрами статистики национальную проблему. Тысячи выпускников демонстрируют слабые знания по фундаментальным предметам: физике, математике, химии, биологии. Отношение к учебе изменилось кардинально: двойка в году больше не воспринимается как трагедия. Многие рассчитывают на поступление в вузы благодаря родительским средствам, а не знаниям, что через несколько лет приводит к появлению армии невостребованных специалистов с дипломами юристов и экономистов.

Новая социальная стратификация

Традиционное деление на «ботаников» и «пэтэушников» дополнилось новой категорией — «девочками», чей недостаток знаний компенсируется развитыми социальными навыками и умением адаптироваться к обстоятельствам. Эта тенденция вызывает серьезные вопросы о качестве образования и его целях.

Ностальгия по прошлому или объективная реальность?

Может показаться, что это просто брюзжание представителей старшего поколения, но нельзя отрицать существенные изменения в образовательном процессе. Раньше дети учились не из страха провалить экзамены, а из искреннего интереса к знаниям.

Обратите внимание: Я не поверил своим глазам, когда увидел, что находится в гараже у соседа....

Учителей уважали и любили, особенно тех, кто мог превратить рутинный урок в увлекательное путешествие в мир науки. Личный пример: даже спустя десятилетия после школы я прекрасно помню опыты Резерфорда и принципы строения атома из уроков физики.

Практическая безграмотность в быту

Современная молодежь часто демонстрирует поразительное незнание элементарных физических законов. Если в микроволновке взрывается железная миска — это просто «неудачный день», а не проявление токов Фуко и законов электромагнитной индукции. Заглохшая машина — «заболела моя девочка», а не проблемы с двигателем внутреннего сгорания. Такое отношение к технике и науке вызывает серьезную тревогу.

Реальная история из редакции

Недавно в редакцию пришла выпускница, заявившая о желании стать журналистом и попросившая опубликовать ее материалы для портфолио. Получив задание написать о предпочтениях абитуриентов, она исчезла на две недели, после чего прислала текст, начинающийся словами: «большинство моих подруг мечтают стать стилистами-визажистами…». В трех строках обнаружилось пять грамматических и три стилистических ошибки. На замечание о качестве текста девушка ответила: «Пусть я не журналистом, хоть блогером… С физикой и математикой у меня совсем плохо». При этом она была уверена, что с русским языком у нее все в порядке.

Выводы и последствия

«Гуманитарии», не знающие таблицу умножения и считающие, что Биробиджан находится «где-то в Индии», сдают ЕГЭ на 60 баллов. А потом мы удивляемся врачебным ошибкам, авиакатастрофам и другим трагедиям, вызванным человеческим фактором. Все эти явления — звенья одной цепи, свидетельствующей о системном кризисе образования.

Тамара Попова

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Где находится Биробиджан, или что егэ делает с нашими детьми?.