Эксклюзивное интервью с титулованным российским автогонщиком Виталием Тюриным накануне важных соревнований в Берёзовском.
Совсем скоро, через неделю, в Берёзовском стартует II этап чемпионата Свердловской области и отборочный этап Кубка России по автокроссу. Зрителей ждут захватывающие заезды в семи различных классах и настоящий праздник для поклонников автоспорта. В преддверии этого события редакция Overtime.life встретилась с трёхкратным чемпионом России и двукратным обладателем Кубка страны Виталием Тюриным. В беседе гонщик рассказал о том, как пришёл в спорт, о трудностях финансирования, отношении к соперникам и о том, почему в обычной жизни он не нарушает правила.
Начало пути: от гонок на выживание до чемпионства
– С чего началось ваше увлечение автоспортом?
– Всё началось с так называемых гонок на выживание, которые проводились в Екатеринбурге в начале 2000-х. Меня позвали друзья, и я сразу согласился. Мы собрали машину и поехали. До этого я тоже участвовал в соревнованиях, но исключительно на любительском уровне, гоняясь на обычных дорожных автомобилях. Тогда о профессиональной карьере я даже не задумывался.
А вообще за руль я впервые сел ещё в 12 лет. Меня посадил отец, и я возил его на дачу. Раньше с этим было проще. Параллельно я занимался мотокроссом. Технические виды спорта всегда были мне близки. Потом уже появилась собственная машина.
Возраст – не помеха, но нужна подготовка
– Многие профессиональные гонщики начинали в юном возрасте. А есть ли шансы у тех, кто впервые сел за руль уже после 18 лет?
– В моё юношество толком и кружков-то не было – были девяностые. Я считаю, что в автомобильный спорт можно прийти в любом возрасте, но всё зависит от дисциплины. Если говорить о картинге, то там, конечно, время может быть упущено. А вот в автокросс попробовать стоит обязательно, если есть желание. Если у человека есть голова на плечах и есть наставник, который может подсказать, то можно добиться серьёзных результатов.
– Что нужно для участия в соревнованиях, кроме машины?
– Нужен прицеп для транспортировки автомобиля к месту гонок. Также необходима специальная экипировка, лицензия спортсмена, медицинская справка. И, конечно, финансовая составляющая: стартовый взнос, экологический сбор, аренда датчика хронометража. Сюда же добавляются расходы на доставку машины на соревнования и обратно. Если человек новичок, то ещё и услуги тренера.
Поэтому просто так, с нуля, принять участие в соревнованиях не получится. Нельзя вчера играть в шахматы, а сегодня уже выйти на трассу, ничего не зная об этом виде спорта. Чтобы во всём разобраться, потребуется около пяти лет.
Автоспорт в регионе и вопрос спонсоров
– Как обстоят дела с автоспортом в Свердловской области? Реально ли найти спонсоров?
– Я бы оценил ситуацию в Свердловской области на 3+, с натяжкой на 4-. Не всё плохо, но и не идеально. Когда я гонялся в других регионах, видел, что где-то дела обстоят гораздо печальнее.
Что касается спонсоров – люди с деньгами расстаются очень неохотно. Чтобы привлечь спонсора, нужна как минимум хорошая инфраструктура: стадион или специальная трасса, где будут проходить соревнования. В Екатеринбурге такого нет. Что-то подобное есть в Берёзовском, Арамиле, Первоуральске. Нужно место, куда придёт зритель, тогда и спонсорам будет интересно.
Я сам особо никогда не занимался поиском спонсоров. Всё делаем за свои средства.
Главные достижения и роль семьи
– Какими результатами вы гордитесь больше всего?
– Я трёхкратный чемпион страны и двукратный обладатель Кубка страны – вот мои главные титулы. Ну и ещё я мастер спорта.
Чаще вспоминается не сам результат, а то, как всё это доставалось. Это был огромный труд. Бывало, что хотелось всё бросить. Денег постоянно не хватало.
Мне очень помог младший брат, Андрей Тюрин.
Обратите внимание: Язык водителей: что означают сигналы фарами и поворотниками.
В один момент он сказал: «Давай, собираем машину. Давай, поехали. С деньгами я помогу». Мы нашли резервы. Это было в 2009 году, я вышел на старт на «классике». Он отвечал за финансы, я – за технику. Мы крутили гайки, а брат зарабатывал деньги. Он и сам выступал в 2015 году.Соперничество и ответственность чемпиона
– Говорят, у соперников руки опускаются, когда они видят ваше имя в заявке. Это мотивирует?
– Это здорово подстёгивает. Нельзя оплошать, раз уж столько времени и сил потрачено. Когда четыре года подряд ты не отдаёшь титул никому, это, конечно, накладывает огромную ответственность. Да и психологически сложно. Когда приезжаешь на чемпионат или Кубок России, нужно выигрывать однозначно. Мы не за вторыми местами ездим.
Но ни в коем случае нельзя недооценивать соперника. Сегодня он один, завтра – другой. Он может быть и быстрее, и сильнее. Даже когда в заявке новые, незнакомые фамилии, расслабляться нельзя.
Среди соперников могу выделить Игоря Шемякина, с которым мы четыре года боролись на каждом этапе. Мы приезжали, и либо он был первым, либо я. Олег Бурков – тоже очень сильный спортсмен. Мне было чему у него поучиться.
Физическая подготовка и вождение в городе
– Физически гонка – это тяжело? Как вы готовитесь?
– Обязателен спортзал. Нельзя себя запускать. Нужны постоянные тренировки. Здесь главное – не просто мотор, а пилот. Когда и гонщик подготовлен, и машина – вот тогда будет результат.
Во время гонки работают абсолютно все группы мышц. Если бежим – работает дыхание и ноги. Если поднимаем штангу – руки. А здесь работает всё: ноги, руки, пресс. И главное – голова. Без физической подготовки не будет высоких результатов.
– А как вы водите в обычной жизни? Не возникает желания погонять по городу?
– Во-первых, у нас и не погоняешь – кругом пробки. Но в любом случае, гонки по городу – это не про меня. Для скорости есть специальный автомобиль и специально оборудованная трасса. Там мне вполне хватает эмоций.
Даже наоборот, иногда смотришь на других водителей и думаешь: ну зачем они так делают? Зато мой спортивный опыт не раз меня выручал. Навыки экстремального вождения спасали в аварийных ситуациях.
Ожидания от предстоящих соревнований
– Что вы ждёте от II этапа чемпионата Свердловской области в Берёзовском?
– Хотелось бы, чтобы собралось как можно больше сильных участников. Чтобы получились яркие, зрелищные заезды.
И очень важно, чтобы пришли зрители. Всегда здорово чувствовать поддержку трибун. В конце концов, это же праздник автоспорта.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Вот это поворот.