Современные экологические стандарты предъявляют высокие требования к уровню выбросов автомобилей. Дизельные двигатели, несмотря на критику, остаются востребованными, и для соответствия нормам их оснащают специальными системами очистки. Ключевым элементом такой системы является дизельный сажевый фильтр, или DPF (Diesel Particulate Filter). Его основная задача — улавливать вредные твердые частицы (сажу) из выхлопных газов, тем самым значительно снижая негативное воздействие автомобиля на окружающую среду.
DPF стал неотъемлемой частью выхлопной системы для большинства современных дизельных автомобилей, от Audi и BMW до Ford и других марок. Обычно фильтр работает незаметно для водителя. Первые «сигналы» часто появляются лишь при его засорении — на приборной панели загорается предупреждающая лампа. Иногда в процессе самоочистки из выхлопной трубы может идти заметный черный дым, что тоже способно вызвать вопросы у владельца. Давайте разберемся, что представляет собой этот фильтр, как он функционирует и с какими сложностями можно столкнуться в процессе эксплуатации.
Что такое DPF и как он устроен?
DPF — это фильтрующий элемент, интегрированный в выхлопную систему. Он предназначен для улавливания сажи и других твердых частиц, которые образуются при сгорании дизельного топлива. Особенно много таких частиц выделяется при неполном сгорании, которое может происходить в старых или неисправных двигателях, а также при эксплуатации автомобиля в режиме частых коротких поездок на низкой скорости, когда мотор не успевает выйти на оптимальный температурный режим.
По принципу действия сажевый фильтр схож с каталитическим нейтрализатором: выхлопные газы проходят через его ячеистую структуру, а вредные частицы оседают на стенках. Чаще всего для изготовления фильтрующего элемента используется керамический материал — кордиерит. Он обладает высокой термостойкостью и эффективно задерживает сажу, при этом оставаясь относительно недорогим, что влияет на конечную стоимость замены узла.
Обратите внимание: Обзор на машину мечты! Или что такое Mercedes-AMG GT..
Электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля постоянно отслеживает состояние фильтра, анализируя перепад давления до и после него. Когда количество накопленной сажи достигает критического уровня, система автоматически инициирует процесс регенерации. Обычно для этого необходимы определенные условия: движение на высокой скорости и нагрузке в течение продолжительного времени. Однако некоторые модели могут запускать процесс и на стоянке, искусственно повышая обороты двигателя.
Распространенные проблемы и обслуживание DPF
Основная проблема, связанная с сажевыми фильтрами, возникает при неподходящем режиме эксплуатации. DPF плохо «переносит» постоянную езду в городе на короткие расстояния с низкой скоростью. В таких условиях выхлопная система не прогревается до температур, необходимых для запуска автоматической регенерации. В результате фильтр постепенно забивается. Первым признаком неполадки станет загоревшаяся на приборной панели контрольная лампа. Игнорировать этот сигнал нельзя — необходима диагностика и, возможно, принудительная очистка.
Если лампа DPF только загорелась (что указывает на начало засорения), часто помогает так называемая «активная» регенерация. Для этого нужно хорошо прогреть двигатель, а затем в течение 20-30 минут двигаться по трассе или автомагистрали на повышенной скорости (обычно рекомендуются обороты выше 2500-3000 об/мин). В процессе вы можете заметить густое облако дыма из выхлопной трубы — это и есть выжигаемая сажа. После такой процедуры работа двигателя обычно нормализуется, а лампа гаснет.
Стоит ли удалять DPF?
Некоторые владельцы, столкнувшись с дорогостоящим ремонтом или заменой фильтра, задумываются о его физическом удалении. Делать это категорически не рекомендуется. Во-первых, автомобиль с удаленным DPF будет сильно загрязнять окружающую среду, выбрасывая в атмосферу нефильтрованную сажу. Во-вторых, он с высокой вероятностью не пройдет технический осмотр (например, MOT в Великобритании или аналоги в других странах), так как не будет соответствовать экологическим нормам, заявленным производителем. При покупке подержанного дизельного автомобиля стоит уточнить, не производилось ли подобное вмешательство.
Стоит отметить, что в рамках стандартного техосмотра проверяется лишь визуальное наличие элементов системы очистки выхлопа. Недобросовестные владельцы или гаражи иногда идут на хитрость: удаляют внутренний фильтрующий элемент, оставляя на месте пустой корпус. Со стороны кажется, что система на месте, и формально автомобиль может пройти проверку. Однако такой тюнинг незаконен, вреден для экологии и может привести к проблемам с двигателем в долгосрочной перспективе.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Dpf: что такое сажевый фильтр?.