Сложности объективной оценки состояния амортизаторов: почему диагностика не всегда точна

Специалисты в области авторемонта сходятся во мнении: проверка амортизаторов на диагностическом стенде, хотя и полезна, часто не даёт абсолютно точной картины их реального состояния. Между тем, от исправности этих компонентов напрямую зависят безопасность движения и комфорт в салоне. Особенно актуальной эта проблема становится в летний сезон, когда скорости выше, а сами детали зачастую уже ослаблены после зимней эксплуатации по разбитым дорогам.

Объективная и субъективная оценка

Без тщательного визуального осмотра получить объективную оценку состояния амортизаторов практически невозможно. Ряд критических дефектов можно обнаружить невооружённым глазом. К ним относятся:

  • Механические повреждения корпуса: вмятины, трещины, сквозная коррозия.
  • Поломка несъёмных резинотехнических элементов или повреждение резьбы крепления.
  • Заметные подтёки масла, свидетельствующие о разгерметизации.
  • Деформация (изгиб) штока поршня.

Возможна ли объективная оценка без осмотра?

Эксперты уверены, что нет. Даже специализированное диагностическое оборудование, тестирующее амортизаторы на автомобиле, не является безупречным. Интерпретация полученных данных — задача не менее важная, чем сама диагностика, и требует высокой квалификации. Это особенно справедливо для современных машин с адаптивной подвеской, а также для старых или очень лёгких автомобилей.

«Стенды, которые мы видим на пунктах техосмотра, безусловно, полезны, но без глубокого понимания процесса легко допустить ошибку. Можно забраковать автомобиль с вполне рабочими амортизаторами, и, что показательно, при определённых манипуляциях за пару минут добиться положительного результата. Такие системы легко обмануть, что лишь подтверждает их несовершенство», — делится мнением анонимный специалист из автомобильной отрасли.

«Это можно сравнить с примеркой брюк. Если просто приложить их к фигуре, вы поймёте, подходят ли они по размеру, но не узнаете, удобно ли в них будет ходить. Так и с тестом амортизатора. Однако опытный портной сразу скажет, что брюки сидят хорошо и могут оказаться удобнее тех, что вы мерили в магазине. Так и диагност, который умеет интерпретировать данные и на практике знает, каких погрешностей ожидать от конкретной модели автомобиля», — добавляет эксперт.

Например, спортивные амортизаторы в паре с низкопрофильной резиной могут не пройти диагностический тест, будучи при этом полностью исправными.

Но и это не всё. Брюки, удобные в магазине, могут начать натирать после целого дня носки. То же самое происходит и с индивидуально сшитой одеждой. Здесь мы подходим к ключевому субъективному фактору.

Если амортизатор не имеет явных механических дефектов, его «исправность» во многом зависит от предпочтений водителя:

  • Одни ценят высокий комфорт, который часто обеспечивается более мягким демпфированием.
  • Другие предпочитают жёсткую, собранную машину без кренов в поворотах и раскачки, что требует более высокой демпфирующей силы.

Таким образом, даже сильно изношенный мягкий амортизатор может устраивать одного водителя так же, как другого — абсолютно новый, но более жёсткий. Нередки случаи, когда клиенты жалуются, что после замены «убитых» амортизаторов на новые, машина стала ехать ещё менее комфортно. Предельные значения демпфирующей силы существуют, но их восприятие крайне индивидуально.

Производители предлагают разные варианты

Для одной и той же модели автомобиля часто доступны амортизаторы разных серий — комфортные или спортивные. На конвейере для некоторых авто может устанавливаться два-три различных варианта подвески. Любопытно, что на диагностическом стенде они покажут диаметрально противоположные результаты по силе демпфирования. Некоторые из них могут выходить за рамки условной «нормы», оставаясь при этом полностью функциональными с точки зрения завода-изготовителя.

Износ — отдельный вопрос?

Да, и в значительной степени. Даже самая профессиональная мастерская не сможет дать точную рекомендацию по замене, если не учтёт предпочтения владельца. Мягкий автомобиль водится иначе, чем жёсткий, что влияет и на безопасность. Если отбросить очевидные механические повреждения и течи, можно считать, что каждый амортизатор остаётся работоспособным до тех пор, пока его износ не начинает напрямую угрожать безопасности.

Существуют объективные признаки, при появлении которых стоит задуматься о замене амортизаторов, независимо от личных ощущений. Их может заметить даже не самый опытный водитель:

  • Долгое раскачивание кузова после торможения, проезда неровности или поворота.
  • Повышенная неустойчивость и «кивание» на высокой скорости, особенно на трассе.
  • Более частое и раннее срабатывание системы ABS при торможении на неровном покрытии.
  • Удары бампером или элементами днища о дорогу при преодолении лежачих полицейских.
  • Заметное ухудшение управляемости и комфорта при загрузке автомобиля.
  • Стуки в подвеске при проезде неровностей.
  • Неравномерный или ускоренный износ протектора шин.

При наличии этих симптомов стоит рассмотреть замену не только амортизаторов, но и пружин. Однако важно помнить, что некоторые из этих признаков могут указывать и на другие проблемы: нарушение развала-схождения, износ сайлентблоков или неудовлетворительное состояние самих шин.

Если амортизаторы и пружины менялись очень давно, рекомендуется менять их комплектом — как минимум на одной оси.

В заключение стоит подчеркнуть: с амортизаторами легко ошибиться. Если диагност настаивает на замене, нет гарантии, что новые стойки пройдут его же тест. Другое дело, что, увидев новые детали с чеком, специалист вряд ли рискнёт дать отрицательное заключение. А вот вопрос о том, кто должен компенсировать расходы на возможно ненужную замену, часто остаётся спорным.

Понравилась статья? Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Жду вашего мнения в комментариях.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему достоверно проверить эффективность амортизаторов сложно? Подробно объясняю.