Антиблокировочная система тормозов (ABS) — стандартное оснащение современных автомобилей, повышающее безопасность. Её ключевыми компонентами являются датчики скорости вращения колес, которые, к сожалению, довольно часто выходят из строя. В этом материале мы подробно разберем типы датчиков ABS, характерные признаки их неисправностей, а также предоставим пошаговые инструкции по самостоятельной диагностике мультиметром и осциллографом, выбору новой детали и её замене.
Что такое датчик ABS и какие они бывают
Датчик ABS, также известный как датчик скорости вращения колеса (ДСВК), — это элемент, который непрерывно отслеживает скорость и частоту вращения каждого колеса. Точность его показаний критически важна не только для работы самой антиблокировочной системы, но и для корректного функционирования систем курсовой устойчивости (ESP) и антипробуксовки (ASR). Все датчики делятся на две основные категории:
- Пассивные (индуктивные). Простые и надежные устройства, генерирующие сигнал за счет электромагнитной индукции при прохождении зубьев специального ротора (зубчатого диска) мимо катушки датчика. Их главный минус — низкая точность на малых скоростях (менее 5-7 км/ч), что делает их непригодными для некоторых современных систем.
- Активные. Более современные и точные сенсоры. К ним относятся датчики на эффекте Холла и магниторезистивные (AMR) датчики. Они работают в паре с магнитным кольцом, интегрированным в ступичный подшипник, и способны определять не только скорость, но и направление вращения колеса, что необходимо для продвинутых систем безопасности.
Работоспособность любого датчика напрямую зависит от состояния его «напарника» — зубчатого или магнитного кольца. Его повреждение, загрязнение или коррозия сразу же приводят к искажению сигнала.
Причины и симптомы неисправности датчиков ABS
Основные причины поломок кроются в механических повреждениях, износе проводки, окислении контактов или выходе из строя связанных элементов (зубчатых колец, подшипников). Проблемы в системе ABS могут проявляться по-разному, и не всегда виноват сам датчик. Источником сбоев могут быть:
- Неисправный блок управления ABS.
- Один или несколько вышедших из строя датчиков скорости.
- Проблемы в смежных системах (например, неисправный датчик педали тормоза может имитировать поломку ABS).
Перед серьезной диагностикой всегда стоит проверить простые вещи: предохранители системы ABS в монтажном блоке и состояние их контактов. Перегоревший предохранитель легко выявить визуально или мультиметром.
Явные признаки неисправности
О проблемах с антиблокировочной системой водителю сигнализируют следующие симптомы:
- Постоянное или периодическое горение контрольной лампы «ABS» на приборной панели.
- Неадекватное поведение педали тормоза: она может стать слишком тугой, «проваливаться» или вибрировать при нажатии.
- Блокировка колес при резком торможении на скользкой поверхности (система ABS не вмешивается).
- Самопроизвольное срабатывание ABS при легком торможении на сухом асфальте.
Важно помнить, что некоторые из этих симптомов (например, тугой ход педали) могут указывать и на другие неисправности тормозной системы (главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель). Однако если они сопровождаются горящей лампой ABS, проверка датчиков становится первоочередной задачей.
Самостоятельная диагностика датчика ABS мультиметром
Это самый доступный способ проверки, особенно для пассивных индуктивных датчиков. Вам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять сопротивление (Омы) и напряжение (Вольты), а также домкрат.
- Поднимите и вывесите нужное колесо.
- Найдите разъем датчика (обычно расположен в арке колеса или рядом со ступицей) и отсоедините его.
- Подключите щупы мультиметра к контактам самого датчика (не разъема проводки автомобиля). Установите режим измерения сопротивления (Ом).
- Прокрутите колесо рукой и наблюдайте за показаниями.
Сопротивление исправного датчика обычно находится в диапазоне 0.5 – 2.0 кОм (точное значение лучше уточнить для вашей модели авто). При вращении колеса показания должны оставаться стабильными.
Обратите внимание: Как провести качественный тест-драйв и надежно проверить подержанный автомобиль..
Для более точной проверки переключите мультиметр в режим измерения переменного напряжения (ACV) и прокрутите колесо. На скорости около 1 об/с напряжение должно быть в пределах 0.25 – 0.5 В.Анализ результатов измерения сопротивления:
- Сопротивление в норме, но нет сигнала: проблема может быть в зубчатом кольце или проводке.
- Сопротивление близко к нулю: межвитковое замыкание в катушке датчика. Требуется замена.
- Сопротивление стремится к бесконечности (обрыв): проверьте проводку на обрыв. Если проводка цела — неисправна сама катушка датчика.
- Показания «прыгают» при шевелении провода: обрыв в проводке датчика. Часто требует замены всего жгута.
Не забудьте во время проверки визуально осмотреть и очистить от грязи зубчатое или магнитное кольцо на ступице. Его повреждения напрямую влияют на работу датчика.
Проверка датчика ABS с помощью осциллографа
Это профессиональный и наиболее точный метод, который идеально подходит для диагностики активных датчиков Холла. Осциллограф наглядно показывает форму сигнала, по которой можно судить о малейших неисправностях. В качестве бюджетной альтернативы можно использовать специальный адаптер для ноутбука или даже некоторые модели сканеров.
- Подключите щупы осциллографа к выводам датчика.
- Прокрутите колесо со скоростью примерно 2-3 оборота в секунду.
- Проанализируйте полученную осциллограмму. Затем повторите процедуру для датчика на противоположной стороне той же оси (например, левое и правое передние колеса) для сравнения.
Признаки исправного датчика на осциллограмме:
- Амплитуда и частота сигнала плавно увеличиваются с ростом скорости вращения колеса.
- Форма сигнала ровная, синусоидальная (для пассивных) или прямоугольная (для активных), без резких провалов, пиков или помех.
- Осциллограммы с датчиков одной оси практически идентичны.
Признаки неисправности:
- Циклические провалы в сигнале с последующим восстановлением — явный признак повреждения (деформации, сколов) зубьев на роторе.
- Сильные помехи, «шум» на графике могут указывать на проблемы с проводкой или наводки.
- Полное отсутствие сигнала при наличии питания говорит о неисправности самого сенсора.
Как выбрать новый датчик ABS
После подтверждения неисправности встает вопрос о замене. Иногда проблема решается заменой только зубчатого кольца, но чаще требуется новый датчик. Обратите внимание, что ступицы для автомобилей с ABS и без нее часто различаются.
При подборе используйте:
- VIN-код или параметры автомобиля (марка, модель, год выпуска, объем и тип двигателя). Учитывайте все детали, так как датчики на разных комплектациях могут отличаться.
- Каталожный номер старой детали. Это самый надежный способ.
Парная замена датчиков (на одной оси) не является обязательной, если второй исправен. Среди производителей, помимо оригинальных запчастей (OEM), хорошо зарекомендовали себя бренды Bosch, Delphi, Hella, Febi Bilstein, SWAG. Их продукция часто сочетает хорошее качество и более доступную цену.
Процесс замены датчика ABS своими руками
Работа по силам большинству автовладельцев с базовым набором инструментов: домкрат, баллонный ключ, набор рожковых ключей или головок, отвертки, молоток (иногда может понадобиться для выбивания прикипевшего датчика), WD-40.
- Поставьте автомобиль на ручной тормоз, под колеса установите противооткатные упоры. Для безопасности снимите минусовую клемму с аккумулятора.
- Отсоедините электрический разъем датчика. Он может находиться в арке колеса, в подкапотном пространстве или в салоне под обшивкой.
- Вывесите нужное колесо и снимите его.
- Найдите сам датчик на ступице. Очистите область вокруг него от грязи. Обработайте крепежный болт (если есть) проникающей смазкой.
- Аккуратно открутите крепежный болт и извлеките датчик из посадочного гнезда. Если он прикипел, действуйте осторожно, чтобы не сломать.
- Отсоедините все хомуты, удерживающие проводку датчика вдоль кузова, и аккуратно вытяните жгут.
- Перед установкой нового датчика тщательно очистите посадочное место. Смажьте его тонким слоем медной или графитовой смазки (не обычной!), чтобы в будущем датчик легче было вынуть.
- Установите новый датчик, затяните крепеж с рекомендованным моментом (не перетягивайте). Проложите проводку по старой трассе, зафиксируйте хомутами.
- Подключите разъем, установите колесо, опустите автомобиль и подключите АКБ.
После замены заведите автомобиль и убедитесь, что контрольная лампа ABS погасла после самотестирования. Совершите пробную поездку на небольшой скорости и проверьте работу тормозов. Если лампа не гаснет, потребуется сброс ошибки с помощью диагностического сканера.
Итог
Диагностика и замена датчика ABS — вполне выполнимая задача для самостоятельного ремонта. Начинать всегда стоит с проверки мультиметром, которая в большинстве случаев позволяет точно локализовать проблему. Помните, что датчики ABS не ремонтируют, а меняют на новые. Своевременная замена неисправного сенсора восстановит работу важнейшей системы безопасности вашего автомобиля и вернет уверенность при торможении в любых условиях.
С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь.
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал.
#автопро #автозапчасти #автолюбители #авто #avtopro
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как проверить датчик abs автомобиля.

