Первый русский автомобиль с ДВС: как паровая машина на бензине поглощала воду и удивляла мир

История автомобиля с двигателем внутреннего сгорания началась с самоходной повозки Карла Бенца, известной как Benz Patent-Motorwagen. Этот легендарный экипаж хорошо знаком всем, кто интересуется истоками автомобилестроения.

Но знаете ли вы, какой автомобиль стал первым российским представителем этой новой эпохи? Многие назовут творение Фрезе и Яковлева, построенное в 1896 году. Именно эту машину, точнее её современную реплику, мне довелось увидеть на Олдтаймер Галерее 2021 в Санкт-Петербурге.

Фото автора. Город Моторов

Конец XIX века был временем стремительного развития автомобильной мысли по всему миру. В 1896 году Генри Форд впервые проехал на своём «квадрицикле», а Эдуард Мишлен начал оснащать машины революционными пневматическими шинами. Россия, хоть и с небольшим отставанием, тоже включилась в эту гонку, и по её дорогам уже бегали, в основном, самоходные экипажи марки «Бенц».

Истоки на Всемирной выставке в Чикаго

Судьбоносная встреча, положившая начало первому русскому автомобилю, произошла в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Именно там познакомились инженер Пётр Фрезе и изобретатель Евгений Яковлев.

Фото автора. Город Моторов

Там же они увидели автомобиль Benz Victoria, который, вероятно, и вдохновил их на совместный проект. Название «автомобиль Фрезе и Яковлева» отражает суть сотрудничества: шасси и кузов создавались на экипажной фабрике Фрезе, а сердце машины — двигатель внутреннего сгорания — разработал Яковлев. Готовый автомобиль, ещё очень похожий на конную коляску, как и многие его современники, был представлен публике летом 1896 года на промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

Фото автора. Город Моторов

Конструкция: повозка, лишённая лошади

По своей конструкции автомобиль действительно напоминал экипаж. У него не было привычной сегодня рамы — роль несущей конструкции выполнял «ход», образованный шарнирно соединёнными балками. Колеса с деревянными ободами и сплошными резиновыми шинами были огромными (до 1.5 метров в диаметре), чтобы смягчать тряску на неровных дорогах. Они вращались не на подшипниках, а на бронзовых втулках.

Фото автора. Город Моторов

Передние, меньшие по размеру колёса, были управляемыми и при повороте заходили под передний свес кузова, называемый «гусем». Подвеска на рессорах, цепной привод на задние колёса — всё это было характерно для ранних автомобилей.

Двигатель-парообразователь: вода в приоритете

Сердцем автомобиля стал двигатель Яковлева, созданный на основе мотора Бенца, но более совершенный. Если немецкий агрегат развивал 1.5 л.с., то русский — целых 2 л.с. Конструкция была простой и во многом необычной для нашего времени.

Фото автора. Город Моторов

Самым интересным решением стала испарительная система охлаждения. Вода в системе постоянно кипела, пар охлаждался в конденсаторе и снова превращался в воду. Однако значительная часть влаги безвозвратно испарялась, и водителю приходилось постоянно следить за её уровнем. Потребление было феноменальным: на 100 км пути двигателю требовалось 21 литр бензина и невероятные 150 литров воды! Для её перевозки над мотором располагались два латунных бака по 30 литров, которые также выполняли роль радиаторов. Конденсатор, похожий на длинную трубу, размещался за спинкой сиденья, и из него в атмосферу выходил практически чистый водяной пар. Инновацией для того времени стало и электрическое зажигание Яковлева на сухих элементах.

Фото автора. Город Моторов

Шасси: эволюция идеи Бенца

За создание шасси отвечал Фрезе. Взяв за основу конструкцию Бенца, он внёс свои коррективы. При схожей колёсной базе русский автомобиль был шире и оснащался складным кожаным верхом, что увеличило его вес до 300 кг. Максимальная скорость не превышала 20 км/ч. Тормозная система состояла из двух элементов: ножного тормоза на ведущий вал и ручного, который прижимал резиновые колодки к задним колёсам.

Фото автора. Город Моторов

Судьба оригинала и история реплики

«Автомобиль Фрезе и Яковлева», задумывавшийся как серийный, предположительно был построен в единственном экземпляре. После смерти Яковлева в 1898 году его компаньоны свернули разработку ДВС, и Фрезе пришлось закупать моторы за рубежом. В 1910 году он продал фабрику Русско-Балтийскому заводу.

Фото автора. Город Моторов

Оригинальный автомобиль, к сожалению, не сохранился. Машина, которую можно увидеть сегодня, — это точная реплика, построенная в 1996 году к столетию первого русского автомобиля силами реставрационно-технического центра журнала «Авторевю». Перед выставкой 2021 года, приуроченной уже к 125-летию, реплика прошла восстановительные работы в мастерской «Симонов Моторс».

Фото автора. Город Моторов

Приятно, что эта реплика — не просто макет, а действующий экипаж, способный передвигаться своим ходом, о чём свидетельствует, например, смазанная и готовая к работе цепь привода.

Фото автора. Город Моторов

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Первый русский автомобиль с двс расходовал воды больше, чем бензина и выбрасывал из трубы чистый пар.