Первый русский автомобиль с двс расходовал воды больше, чем бензина и выбрасывал из трубы чистый пар

Первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания стала самоходная повозка конструкции Карла Бенца, получившая название Benz Patent-Motorwagen.

Этот автомобиль хорошо знаком всем, кто хотя бы немного увлекается историей автомобилестроения.

Но сможете ли вы назвать первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?

Считается, что это «автомобиль Фрезе и Яковлева» 1896 года постройки. Именно его я встретил во время посещения Олдтаймер Галереи 2021, которая прошла недавно в Санкт-Петербурге.

Фото автора. Город Моторов

Конец XIX века стал эпохой бурного развития автомобильной промышленности во всем мире. В 1896 году Генри Форд совершил первую поездку на «квадрицикле» собственной конструкции, а Эдуард Мишлен оснастил несколько автомобилей придуманными им пневматическими шинами.

Россия немного отставала от США и Европы в плане автомобилизации промышленности, но автомобили в то время по дорогам страны уже бегали. Преимущественно это были самоходные коляски Бенц.

1893 год. Чикаго

История первого российского автомобиля начинается в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.

Фото автора. Город Моторов

Именно там познакомились друг с другом Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев, и там же они увидели автомобиль Benz Victoria. Вероятнее всего именно он послужил идейной основой для создания «автомобиля Фрезе и Яковлева».

Кстати, почему такое странное название? Дело в том, что первый российский автомобиль был построен в цехах экипажной фабрики Фрезе, а вот двигатель внутреннего сгорания для него придумал Яковлев.

Автомобиль был готов в начале 1896 года и всё еще здорово напоминал конную коляску, как и большая часть автомобилей конца XIX века. Впервые его показали публике на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом того же года.

Фото автора. Город Моторов

Конная повозка без лошадей

Конструктивно автомобиль также напоминал конную повозку, а не современный автомобиль в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня.

У кузова нет рамы. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход».

Колеса с деревянным ободом и спицами оснащены сплошными (не пневматическими) шинами. Чтобы хотя бы как-то снизить тряску от дорожных неровностей, их специально делали большими (диаметр часто доходил до 1,5 метров).

Причём вращались они не на подшипниках, а в бронзовых втулках.

Фото автора. Город Моторов

Передние колеса были поворачивающимися. Их сделали меньше по диаметру, чтобы при повороте они заходили под так называемый «гусь» — нависающую переднюю часть кузова.

Для передней и задней осей использовались рессорные подвески, а привод от двигателя при помощи цепной передачи шёл сразу на оба задних колеса.

Расход воды больше, чем топлива

Двигатель и трансмиссию для первого российского автомобиля Яковлев скопировал у Бенца, но ему удалось сделать этот узел легче и мощнее.

Если у Бенца мотор выдавал 1.5 л.с., то двигатель Яковлева развивал 2 л.с.

Фото автора. Город Моторов

Конструкция мотора была максимально простой и достаточно интересной, если сравнивать его с привычными сегодня силовыми агрегатами.

Например, тут использовалась испарительная система охлаждения.

Обратите внимание: Идеальный первый автомобиль существует! Если вы начинаете приключение за рулем, проверьте эти модели..

При работе двигателя вода постоянно кипела. Пар поступал в конденсатор, где охлаждался и превращался обратно в воду.

При этом водителю приходилось постоянно следить за уровнем воды, потому что большая часть испарялась при работе.

Цифры расхода поражают: на 100 километров пути двигатель потреблял 21 литр топлива и 150 (!) литров воды.

Фото автора. Город Моторов

Понятно, что воду приходилось возить с собой. Для этого над двигателем были расположены два боковых латунных бака для воды по 30 литров каждый. Они же служили своеобразными радиаторами.

Сам же конденсатор в виде длинного горизонтального цилиндра располагался за спинкой сиденья. Его можно принять за глушитель, но из его трубы выходил исключительно водяной пар.

Интересно, что Яковлев одним из первых применил электрическое зажигание, используя сухие элементы и патентованную свечу.

Фото автора. Город Моторов

Шасси как у Бенца

Разработкой шасси занимался Фрезе. Он также опирался на конструкцию Бенца, но внёс некоторые изменения.

Колёсная база практически в точности совпадала с немецким аналогом, но русский автомобиль был шире по колее и комплектовался складным кожаным верхом.

Поэтому он получился тяжелее на 50-70 килограммов и весил около 300 кг. Максимальная скорость не превышала 20 км/ч.

В конструкции было два тормоза. Основной ножной действовал на ведущий вал коробки передач. Другой, ручной, прижимал резиновые бруски к шинам задних колёс.

Фото автора. Город Моторов

Это реплика

«Автомобиль Фрезе и Яковлева» предположительно был изготовлен в единственном экземпляре, хотя задумывался как серийный.

Однако в 1898 году Яковлев умер, а его компаньоны не проявили должного интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод.

В итоге Фрезе пришлось закупать моторы за границей, а в 1910 году он продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу.

Фото автора. Город Моторов

Глупо было бы предполагать, что единственный выпущенный экземпляр дожил до наших дней спустя больше 100 лет.

Автомобиль, который вы видите на фотографиях — реплика, построенная в 1996 году в реставрационно-техническом центре журнала «Авторевю» к столетию оригинального автомобиля.

Перед выставкой историческому экипажу было необходимо пройти цикл реставрационно-восстановительных работ, с которым успешно справилась известная московская мастерская «Симонов Моторс».

Фото автора. Город Моторов

Показ «Автомобиля Фрезе и Яковлева» на Олдтаймер Галерее 2021 приурочен уже к 125-летию автомобиля.

Приятно видеть настолько точно воссозданную реплику оригинальной самоходной коляски.

Причем она может даже передвигаться собственным ходом. Посмотрите внимательнее на фотографию цепи ниже: она смазана и готова к использованию.

Фото автора. Город Моторов

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Первый русский автомобиль с двс расходовал воды больше, чем бензина и выбрасывал из трубы чистый пар.