Зачастую четырехцилиндровые двигатели воспринимаются как скучные и утилитарные агрегаты для обычных автомобилей. Многие уверены, что под капотами спортивных машин обязательно скрываются мощные многоцилиндровые монстры. Однако история знает немало примеров, когда именно четыре цилиндра становились основой для создания по-настоящему легендарных и выдающихся силовых установок, которые оставили яркий след в автомобилестроении.
Mitsubishi 4G63: Японская легенда турбонаддува
Двигатель 4G63 — это настоящая икона в мире тюнинга и автоспорта. Его история началась еще в 1980 году с 2-литрового инжекторного мотора мощностью 170 л.с., который, однако, имел конструктивный недостаток — одновальную головку блока. В 1987 году инженеры Mitsubishi совершили прорыв, оснастив мотор новой 16-клапанной двухвальной головкой и турбокомпрессором, что дало жизнь версии 4G63T.
Впервые этот турбированный двигатель появился на полноприводном седане Mitsubishi Galant VR-4, который успешно выступал в ралли. Но настоящую славу 4G63T обрел под капотом легендарного Lancer Evolution. Этот мотор стал эталоном надежности и ремонтопригодности, а его тюнинговый потенциал казался безграничным: энтузиасты регулярно снимали с него 500 л.с., а при глубокой доработке мощность легко переваливала за 1000 лошадиных сил.
Honda F20C: Атмосферный рекордсмен
Honda F20C — это шедевр инженерной мысли, доказавший, что атмосферный мотор может быть невероятно эффективным. Он создавался для родстера Honda S2000 (1999-2009) и с самого начала поражал своими характеристиками. При объеме 2 литра этот двигатель выдавал 250 л.с., что давало феноменальную удельную мощность — 125 л.с. с литра. Этот рекорд продержался целое десятилетие и был побит только специалистами Ferrari.
Секрет успеха F20C заключался не только в цифрах. Благодаря фирменной системе изменения фаз газораспределения VTEC и облегченной поршневой группе, мотор обладал уникальным «крутильным» характером. Его красная зона заканчивалась на невероятных 8900 об/мин, что давало водителю незабываемые ощущения. Неудивительно, что F20C пять лет подряд признавался лучшим двигателем года в своем классе и снискал любовь тюнеров и гонщиков.
Toyota 3S-GE: Надежность «старой школы»
Двигатели серии 3S от Toyota — одни из самых массовых в истории марки, а их вершиной стал атмосферный 3S-GE и его турбированный собрат 3S-GTE. Разработанный в сотрудничестве с Yamaha, этот мотор сочетал в себе продуманную конструкцию, высокую надежность и отличные характеристики. Дебютировав в 1984 году на Toyota Vista с мощностью 160 л.с., он непрерывно развивался.
Апогеем эволюции стала пятая и последняя версия, выпущенная в 1998 году исключительно для японской Toyota Altezza RS200. За черную клапанную крышку мотор получил прозвище «Black Top». Он оснащался увеличенной степенью сжатия, двумя фазовращателями системы VVT-i, электронной дроссельной заслонкой и даже титановыми клапанами в версии с механической коробкой. В такой конфигурации 3S-GE выдавал 210 л.с. при 7600 об/мин, став последним четырехцилиндровым мотором Toyota «старой школы» — мощным и невероятно надежным.
Обратите внимание: Лучшие электрические квадроциклы и велосипеды для детей 2018 года.
Saab B234: Несгибаемый швед
Доказательством того, что выдающиеся моторы создавали не только в Японии, служит шведский Saab B234, представленный в 1990 году для модели 9000. Этот 2,3-литровый 16-клапанный двигатель отличался завидной надежностью, которую часто сравнивали с прочностью советской гири. В атмосферной версии он развивал 150-170 л.с., а с турбиной — от 194 до 225 л.с.
Конструкция B234 была образцом инженерной основательности: массивный чугунный блок цилиндров, усиленные поршни и шатуны. Именно эта «неубиваемость» сделала его фаворитом среди тюнеров, которые с легкостью доводили его мощность до 500 л.с., в то время как его более современные, но менее прочные потомки (например, B235) оставались без внимания. Интересно, что в свое время ходили мифы о родстве B234 с отечественным ЗМЗ-406, но это, конечно, не соответствует действительности.
VW EA888: Спорный, но способный современник
Включение двигателя EA888 в этот список может вызвать споры, учитывая неоднозначную репутацию ранних турбомоторов Volkswagen. Действительно, первое поколение (Gen 1), появившееся в 2006 году, страдало от повышенного расхода масла, проблем с приводом ГРМ и маслонасосом. Однако к выходу второй итерации (Gen 2) большинство «детских болезней» было устранено.
И тогда раскрылся истинный потенциал этого 1,8- или 2-литрового мотора на чугунном блоке. EA888 оказался невероятно податливым для тюнинга. Простая смена программного обеспечения позволяла снять с базовых 180 л.с. уже 200-230 л.с. Более серьезные механические доработки открывали путь к 350 и более лошадиным силам. Несмотря на спорное прошлое, EA888 по праву считается одним из самых удачных и перспективных массовых двигателей современности, способным на равных конкурировать с легендами из этого списка.
Смотрите также:
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: «Царь-двигатели»: 16 и 18-цилиндровые моторы BMW и Mercedes
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Лучшие 4-цилиндровые моторы за последние 25 лет.

