Эксперт предлагает радикально изменить карту Дальнего Востока: объединение регионов и спорные перспективы

Предложения эксперта вызывают серьезные сомнения и дискуссии.

khabkrai.ru Хабаровск

Заявление вице-премьера России Марата Хуснуллина о возможном присоединении Еврейской автономной области (ЕАО) к Хабаровскому краю и общей тенденции к укрупнению российских регионов спровоцировало широкий общественный резонанс. На Дальнем Востоке тема объединения субъектов всегда воспринималась неоднозначно. Особый интерес вызывает идея приморского эксперта, ведущего научного сотрудника ТИГ ДВО РАН Юрия Афанасьева, который предлагает масштабную перекройку административной карты всего Дальневосточного федерального округа. Детали этой инициативы рассматриваются в материале Vostok.Today.

49gov.ru Правительство Магаданской области

Ранее мы уже сообщали: Возвратится ли Еврейская АО в состав Хабаровского края?

План по переустройству Хабаровского края

Эксперт предложил кардинально изменить границы Хабаровского края.

«Было бы логично рассмотреть возможность объединения двух северных районов Хабаровского края и Чукотского автономного округа с Магаданской областью. Три северных района края — Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский и Охотский — занимают почти треть его территории, но там проживает менее 10 тысяч человек. Наиболее северные из них, Аяно-Майский и Охотский, имеет смысл присоединить к Магаданской области. В результате мы получим территорию площадью полтора миллиона квадратных километров, но при этом достаточно однородную по хозяйственной деятельности, демографическим и другим ключевым показателям», — заявил Афанасьев.

wikimapia.org Амурская область

Спорный выход к морю для Амурской области

Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края, по мнению эксперта, следует передать Амурской области:

«Это обеспечит Амурской области выход к Охотскому морю».

Однако целесообразность такого шага вызывает вопросы. Если все регионы страны и так имеют доступ к морским портам через транспортную инфраструктуру (железные дороги, логистические цепочки), то необходимость прямого выхода к морю для Приамурья выглядит неочевидной и требует дополнительного экономического обоснования.

Объединение с ЕАО и далекая перспектива Сахалина

Хабаровский край, по предложению эксперта, должен быть объединен с Еврейской автономной областью, что названо «совершенно очевидным» шагом:

«Совершенно очевидно, что Хабаровский край и ЕАО должны быть соединены. Но этого недостаточно. В долгосрочной перспективе, после реализации проекта по строительству железнодорожного моста на Сахалин, можно будет рассматривать вопрос об объединении Хабаровского края с Сахалинской областью».

Давайте проанализируем эти предложения.

Исторический контекст и прецеденты

Идея слияния Магаданской области и Чукотки не нова. Ещё в 2018 году её высказывал тогдашний губернатор Колымы Владимир Печеный. Однако на местном уровне эта инициатива не получила поддержки, и дискуссии затихли, но, как видим, не исчезли окончательно.

В 2016 году высокопоставленные государственные чиновники, в том числе Валентина Матвиенко, обсуждали возможность присоединения к Хабаровскому краю не только ЕАО, но и Амурской области.

чукотка.рф Чукотка

Однако эта идея столкнулась с волной критики, и федеральный центр решил больше не поднимать данную тему.

В частности, депутаты от Амурской области напомнили, что регион уже входил в состав Хабаровского края (до 1948 года), и этот период не ассоциируется с развитием. В то время в области работал лишь один завод по ремонту золотодобывающего оборудования, а экономика была преимущественно аграрной.

Обратите внимание: Эксперт назвал самые надёжные автомобили с пробегом..

По мнению амурчан, реальное развитие региона началось только после обретения им статуса самостоятельного субъекта Федерации.

Ранее мы писали: «Не от хорошей жизни»: порты Ванино и Советская Гавань отчалят от Хабаровского края?

Амурская область тогда категорически выступила против любого слияния.

В новейшей истории России уже есть примеры объединения регионов, в том числе на Дальнем Востоке — слияние Камчатской области и Корякского автономного округа.

Это слияние не привело к заметным позитивным изменениям в жизни камчатцев и коряков. Долгое время сохранялись отдельные административные структуры для Корякского округа, но новый губернатор Владимир Солодов заявил об их упразднении. Несмотря на протесты местных жителей (численность которых невелика), им были обещаны ускоренное развитие и новые возможности.

Обсуждать присоединение Сахалина к Хабаровскому краю сегодня — значит говорить об утопической перспективе. Островной регион также входил в состав Хабаровского края до января 1947 года. Выделение его в отдельный субъект было связано с практической невозможностью эффективного управления столь огромной и удаленной территорией. По аналогичным причинам в прошлом были разделены Приморский и Хабаровский края.

sakhalin.gov.ru Сахалинская область

Вопрос о строительстве моста на Сахалин до сих пор остается открытым. Поэтому подобные проекты выглядят скорее как мечтания о далеком будущем.

Главное в этом процессе — не увлечься мечтами и не наделать ошибок с долгосрочными последствиями.

Практические и финансовые сложности

Рассмотрим вопрос с чисто практической точки зрения. Возьмем, к примеру, документооборот.

Какие колоссальные средства потребуются для изменения всей системы документооборота в случае слияния ЕАО и Хабаровского края? Придется перерегистрировать всех жителей, изменить юридические адреса тысяч предприятий и организаций во всех государственных и международных реестрах. Изготовление новых печатей, бланков, обновление информационных систем — все это потребует огромных финансовых вложений.

Не поэтому ли до сих пор существует город Санкт-Петербург и Ленинградская область как отдельные субъекты?

Разумны ли такие затраты? Если целью является сокращение аппарата чиновников, то история показывает, что их численность имеет свойство восстанавливаться и даже увеличиваться после официальных сокращений. Таким образом, вопрос крайне сложен и требует глубокого, всестороннего анализа перед любой попыткой реализации.

Ранее мы уже отмечали, что главным препятствием для слияния регионов ДФО являются гигантские расстояния, которые объективно затрудняют налаживание качественного и оперативного управления.

Портовые города Ванино и Советская Гавань во время губернаторства Сергея Фургала заявляли о желании вернуться в состав Приморского края, к которому они относились до 1948 года. Однако, скорее всего, это было вызвано разочарованием в политике «народного губернатора» и невыполнением многочисленных данных им обещаний, а не объективными административно-экономическими причинами.

Читать статью на сайте Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию сайта

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Перекроить» карту Дальнего Востока предложил эксперт из Приморья.