На даче часто отключают свет? (простая схема автоматизированного аварийного электроснабжения)

Друзья! В данной статье я хотел бы рассказать, как просто собрать автоматизированную схему аварийного электроснабжения дома, дачи, автодома или каравана или просто аварийного освещения офиса, да в принципе всего чего угодно...

Схема проста в сборке и универсальна. Данная схема может применяться для потребителей на 220В.

Для реализации данной схемы нам понадобится:

  1. Аккумулятор (АКБ) либо сборка аккумуляторов: необходимая мощность аккумуляторов рассчитывается из ваших потребностей.
    Формула расчета проста: на каждый 1 кВт электроэнергии, преобразованный из 12В постоянного тока в 220В переменного с учетом всех потерь, вам понадобится 100А по напряжению 12В. У каждого аккумулятора имеется емкость, указанная в Ач (Ампер в Час), это говорит о том, сколько ампер за 1 час он сможет выдать при этом полностью разрядится. (пример: Аккумулятор емкостью 100Ач вам сможет выдавать в течении 1 часа постоянную мощность в 1 кВт, преобразованную в переменный ток 220В).
  2. Инвертор - это преобразователь низкого постоянного напряжения 12 либо 24В в переменное напряжение 220В (такое как у вас в обычной розетке). Он выбирается тоже исходя из ваших потребностей и мощности электроприборов, которые будут питаться от него вовремя отключения электричества.
  3. Зарядное устройство (ЗУ) подбирается в зависимости от типа аккумулятора и его емкости. Я бы порекомендовал автотрансформаторное устройство с функцией хранения аккумуляторов, хороший вариант от КОМЕТА-С это ЗУ-1Е, оборудовав его доп. опцией хранения аккумуляторов к нему можно подключить аккумулятор емкостью до 300Ач, что вполне достаточно для среднего дома.
  4. Контактор КМИ с 2 нормально замкнутыми и 3 нормально разомкнутыми контактами и катушкой на 220В мощностью контактов на 16 или 32А в зависимости от ваших потребностей.
Рис. 1 Схема сборки аварийного электропитания.

Как собрать:

На рис. 1 показана схема подключения всех устройств.

  1. Подключаем аккумулятор DC1 (рис. 1) к зарядному устройству
    DC2: минус к минусовой клемме ЗУ, а плюс через нормально разомкнутый контакт k1 (рис. 1) к плюсовому контакту зарядного устройства.

    Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

    Это необходимо для того, чтобы когда нет энергии с основного источника питания 220В L1 (рис. 1) зарядное устройство не разряжало аккумулятор.
  2. Зарядное устройство подключить к питающей сети 220В L1 (рис. 1) через нормально разомкнутый контакт k2 ( рис. 1). Это необходимо для того, чтобы ЗУ работало только тогда, когда есть внешняя сеть питания 220В L1 (рис. 1), а при работе инвертора ЗУ не питалось.
  3. Низковольтные силовые контакты инвертора подключаются напрямую к клеммам АКБ толстым силовым кабелем сечением из расчета необходимой вам мощности.
  4. Из инвертора достается кнопка включения S1 (рис. 1) и один из проводов подключается в разрыв через нормально замкнутый контакт контактора КМИ k3 (рис. 1). Это необходимо, чтобы инвертор автоматически включился при пропадании внешней сети питания 220В L1 (рис.1). Выходные контакты 220В L3 (рис. 1) подключаются к нормально замкнутым контактам реле k5 и k7 (рис. 1).
  5. Развязка цепи 220В делается путем подключения проводников внешней сети питания 220В L1 (рис. 1) к нормально разомкнутому контакту реле k4 и k6 (рис. 1). Это необходимо для того, чтобы не встретились напряжения от внешней сети 220В L1 (рис. 1) и напряжение, выдаваемое инвертором.
  6. Катушку контактора КМИ необходимо подключить в внешней питающей сети 220В L1 (рис. 1).
    Сделать перемычки между свободными контактами
    - k4 и k5 (рис. 1)
    - k6 и k7 (рис. 1)
  7. Потребителей на 220В, которые должны питаться и от внешней сети и иметь резервное питание необходимо подключить к перемычкам на контактах реле k5 и k7 (рис. 1).

Принцип работы:

  • Когда есть питающая сеть L1 (рис. 1), на катушку контактора КМИ подается напряжение и смыкаются контакты k1, k2, k4 и k6 (рис. 1) при этом контакты k3, k5 и k7 (рис. 1) размыкаются.
    В таком положении напряжение 220В подается от внешнего источника L1 (рис. 1) к потребителям L2 (рис. 1) и Зарядному устройству, которое контролирует состояние аккумулятора и при необходимости его дозаряжает.
  • Когда пропадает внешняя питающая сеть L1 (рис. 1), на катушку контактора КМИ перестает подаваться напряжение и размыкаются контакты k1, k2, k4 и k6 (рис. 1), при этом контакты k3, k5 и k7 (рис. 1) смыкаются. В таком положении контакт k5 (рис. 1) включает инвертор, генератор G1 начинает преобразовывать низкое постоянное напряжение 12В в 220В переменного тока и выдает его на L3 (рис. 1) откуда через замкнутые контакты k3 и k7 (рис. 1) напряжение 220В подается на потребителей внутренней линии L2 (рис. 1).
  • Когда напряжение на внешней питающей сети L1 (рис. 1) появляется схема питания возвращается в нормальное положение, зарядное устройство дозарядит аккумулятор до полной емкости и уйдет в ожидание.

При последующих отключениях и включениях, вся схема будет работать автоматически. Исходя из практики, многие бытовые приборы, такие как телевизор, даже не замечают переключения на резервное питание и остаются работать.

Надеюсь моя статья была вам полезна, всегда буду рад вашим комментариям.

Необходимое зарядное устройство для ваших схем вы всегда сможете найти на сайте производителя КОМЕТА-С.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: На даче часто отключают свет? (простая схема автоматизированного аварийного электроснабжения).