Эпоха венгерских автобусов Икарус на регулярных городских маршрутах России подходит к концу. Многие могут удивиться, но эти машины до сих пор можно было встретить на улицах. Последним их оплотом стал Екатеринбург, где они исправно выходили на линию каждое утро.
Конец эры на Урале
В ближайшее время из эксплуатации будут выведены последние автобусы этой марки, работающие на городских маршрутах. До 1 июля они продолжат перевозить пассажиров на маршрутах № 85, 95 и 57, после чего отправятся на консервацию. Примечательно, что машины не планируют пускать под пресс — их техническое состояние, несмотря на 23-летний возраст, признано удовлетворительным. Это решение символично завершает яркую и долгую историю Икарусов в российском пассажирском транспорте.
Финал этой истории пишет именно Екатеринбург. В сложные 90-е годы, когда отечественная автобусная отрасль переживала глубокий кризис из-за пожара на моторном заводе КАМАЗ и отсутствия средств у муниципалитетов, многие города перешли на малогабаритные ПАЗы и «Газели». Однако власти уральской столицы, получив кредит Всемирного банка, сделали смелую ставку на крупногабаритную технику и приобрели 168 сочлененных автобусов Икарус 283.10.
Большая часть той партии уже списана, но оставшиеся машины продемонстрировали феноменальную живучесть, проработав почти четверть века. По словам некоторых водителей, при должном уходе эти автобусы могли бы служить и дальше.
Конечно, отдельные экземпляры, особенно туристические Икарус-256, еще можно найти в корпоративных парках. Но их уход с регулярных маршрутов крупного города — это символический рубеж.
Обратите внимание: Ты купил машину — как теперь её защитить? Сигналка прошлый век... Есть кое что посерьездней.
Прощай, Икарус! Ты навсегда останешься в нашей памяти как символ целой эпохи.Страницы истории: как всё начиналось
История, отлитая в автобусах
Первые Икарусы появились в СССР в 1956 году, сразу после венгерских событий. Это были городские автобусы модели Икарус-60, которые в основном поступали в Прибалтику и Белоруссию, а в РСФСР единичные экземпляры работали в Горьком и Волгограде.
Массовым и узнаваемым стал междугородний Икарус-55 Lux. В стране, где не было современных туристических автобусов, он стал настоящим прорывом. Его стремительный силуэт, характерный фонарь на крыше, мягкие сиденья и комфортабельный салон создавали почти футуристический образ.
В рамках экономического сотрудничества социалистических стран (СЭВ) Венгрия стала главным поставщиком автобусов для всего блока. В 1960-е годы на улицах советских городов появились первые сочлененные автобусы особо большой вместимости Икарус-180, прозванные в народе «гармошками».
Широкое распространение получил и автобус среднего класса Икарус-620, который из-за характерного шума дизеля получил прозвище «трактор».
Золотая эпоха и закат
Настоящим символом эпохи стала серия 200, которая включала в себя городской Икарус-260, сочлененный Икарус-280 и туристический Икарус-250. Эти модели, производившиеся тысячами в год на заводах в Будапеште и Секешфехерваре, стали неотъемлемой частью городского пейзажа 1970-80-х годов.
С распадом СССР прямые поставки прекратились, но на вторичный рынок хлынули подержанные Икарусы из бывшей ГДР, которые удивляли пассажиров нестандартным расположением дверей.
В 1990-е была попытка локализовать производство новых моделей 400-й серии на Тушинском заводе в Москве, но проект свернули после дефолта 1998 года. В это же время Всемирный банк предоставил кредиты на обновление транспорта нескольким российским городам. Екатеринбург выбрал Икарус-283, который собирался из венгерских машинокомплектов на Курганском автобусном заводе. Эти автобусы и оказались последними долгожителями.
Интересно, что другие города, например Омск, в рамках аналогичных программ делали ставку на чешские Karosa, которые оказались менее надежными и были списаны значительно раньше. Это лишь подчеркивает легендарную выносливость венгерских машин, чья эпоха в российских городах официально закрывается именно в Екатеринбурге.
источник
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Теперь навсегда.

