Почему итальянский FIAT не смог закрепиться на российском авторынке

Когда речь заходит о зарубежных брендах, оказавших наибольшее влияние на российский автопром, первым на ум приходит итальянский FIAT. Именно его модель FIAT-124 послужила прототипом для легендарного ВАЗ-2101 «Жигули», заложившего основу целой эпохи отечественного автомобилестроения. Итальянские технологии надолго задали вектор развития, однако сегодня мы рассмотрим другой аспект — почему самому FIAT так и не удалось стать полноценным игроком на современном российском рынке, несмотря на все предпосылки.

Упущенный шанс: проект «всемирного автомобиля»

FIAT Uno 1983

Еще в середине 1990-х, задолго до появления Renault Logan, итальянский концерн, имевший богатый опыт работы на развивающихся рынках, создал свой «всемирный автомобиль». В его основу легла платформа популярного в Европе хэтчбека FIAT Uno 1983 года. Новое семейство, получившее имя FIAT Palio, включало хэтчбек, универсал Palio Weekend и седан Siena. Эти автомобили успешно производились в Турции, Бразилии, Аргентине и других странах, но в Россию так и не доехали.

Всемирный автомобиль FIAT Palio

Был реальный шанс наладить выпуск в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗа совместно с «Нижегород Моторс». Однако после дефолта 1998 года и смены руководства ГАЗа планы развалились. Вместо итальянского проекта завод запустил сборку американского Chrysler Sebring, а позже — Chevrolet Aveo. Так первая серьезная попытка FIAT войти на российский рынок осталась лишь в архивах.

Вторая неудача: партнерство с Sollers

FIAT Palio Weekend

Следующая попытка была предпринята в партнерстве с компанией Sollers. На заводе в Набережных Челнах началась сборка седана FIAT Albea — модернизированной версии того самого Palio. Однако модель не вызвала ажиотажа у покупателей. На пике продаж в 2007 году было реализовано лишь 17 тысяч автомобилей, в то время как конкуренты в лице Renault Logan и Ford Focus показывали результаты в 74 и 93 тысячи штук соответственно. Низкая локализация (всего 20%) и, вероятно, не самая удачная маркетинговая стратегия привели к тому, что Sollers сменил партнера на Ford, а FIAT окончательно потерял интерес к России.

FIAT Albea

Любопытно, что параллельно с этим FIAT наладил в России выпуск коммерческого фургона Ducato, который, например, широко использовался в качестве автомобиля скорой помощи. Но для легкового сегмента этот успех остался единичным случаем.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Стратегический поворот: ставка на американский рынок

Пока в России проекты буксовали, руководство FIAT под началом Серджио Марчионне совершило стратегический разворот в сторону США. Концерн приобрел проблемного американского гиганта Chrysler, в результате чего образовался альянс FCA (FIAT-Chrysler Automobiles), владеющий такими легендарными брендами, как Jeep, Dodge и RAM. Этот шаг позволил итальянцам укрепить позиции на ключевом рынке, но окончательно сместил Россию в список низкоприоритетных направлений.

Сегодня FCA входит в состав глобального конгломерата Stellantis, образованного после слияния с французской группой PSA. Это открывает для FIAT новые возможности, особенно в сегменте компактных автомобилей и электромобилей, где у итальянцев в последние годы наблюдался явный пробел.

Будущее FIAT: новые возможности в составе Stellantis

Кроссовер из семейства FIAT 500

В Европе дела у FIAT в последнее время шли не лучшим образом. Концерн фактически ушел из популярного сегмента В-класса, прекратив развитие моделей Punto и Alfa Romeo MiTo. Основные надежды сейчас связаны с доступом к современным платформам партнеров по Stellantis. Уже к 2023 году планируется выпуск нового компактного кроссовера FIAT на французской архитектуре CMP, производство которого наладят в Польше.

Lancia Ypsilon

Что касается развивающихся рынков, то там, например в Турции, успешно производится современное семейство FIAT Aegea. Можно лишь предполагать, как сложилась бы судьба бренда в России, если бы партнерство с Sollers оказалось долгосрочным. Однако история не знает сослагательного наклонения. В итоге российский рынок остался и без FIAT, и без Ford, который также свернул свою деятельность в стране.

FIAT Aegea из Турции

История FIAT в России — это история упущенных возможностей и стратегического выбора в пользу других, более перспективных с точки зрения концерна, рынков. Она наглядно демонстрирует, как глобальные игроки расставляют приоритеты, и как один из крупнейших автомобильных рынков мира может оказаться на периферии их интересов.

источник

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему fiat «не прижился» в России.