Выявление неисправностей инжекторного двигателя в условиях собственного гаража
В настоящее время большинство современных двигателей оснащается инжекторной системой подачи топлива. Поскольку неисправности данного узла встречаются довольно часто, вопросы, связанные с его диагностикой и ремонтом, будут всегда актуальными для автовладельцев. В этом материале будут рассмотрены способы выявления неисправностей инжектора и его настройка в условиях собственного гаража.
В двух словах об инжекторах
Инжектор представляет из себя форсунки, которые впрыскивают топливо во впускной коллектор или цилиндры. Обычно в быту инжектором называют всю систему подачи топлива. Кроме форсунок в систему инжектора входят и другие элементы:
▪ Механическая часть, включающая в себя топливопроводы, рампа для форсунок, набор датчиков, контролирующих работу двигателя.
▪ Электронные компоненты, состоящие из электрических цепей и ЭБУ (электронный блок управления), взаимодействующие с датчиками и управляющие подачей топлива форсунками.
▪ Работает инжекторная система следующим образом — ЭБУ в соответствие с заложенными в него алгоритмами дозирует топливо, поступающее в форсунки, после этого топливная смесь попадает во впускной коллектор, где происходит ее смешивание с воздухом в необходимой пропорции, после чего она поступает в цилиндры. Применения такой системы питания позволяет повысить КПД двигателя в сравнении с карбюраторными системами.
Возможные неисправности инжекторных систем
В инжекторе может возникнут достаточно большое количество различных проблем, это обусловлено тем обстоятельством, что каждый элемент данного устройства может выйти из строя при определенной ситуации. Но существуют наиболее распространенные неисправности, которые встречаются при эксплуатации инжекторных моторов:
Категория неисправностей инжектора, связанные с разными модулями
Эти неисправности не связаны с различными датчиками, они имеют отношения к различным модулям, оказывающим непосредственное влияние на правильную работу двигателя.
▪ Нарушилась работа форсунок — это случается часто, одной из причин этой неисправности может стать низкое качество топлива. Двигатель начинает работать с перебоями (троить) по причине неравномерного поступления топливной смеси в цилиндры. Также возможно нарушение работы игольчатого клапана, в этом случае форсунка будет подавать топливо даже в закрытом состоянии. В этом случае основным проявления неполадки будет возросший расход топлива и плохой запуск двигателя.
▪ Регулятор холостого хода — это устройство предназначено для обеспечения двигателя воздухом в режиме холостого хода. При загрязнении воздушного сайта регулятора, он будет открываться неравномерно, с запозданием, либо вообще не пропускать воздух. Работа двигателя на холостом ходу будет нарушена, и он заглохнет из-за недостатка воздуха.
▪ Свечи зажигания — все знают, что свечи необходимы для воспламенения топливно-воздушной смеси. Если они вышли из строя или имеют неисправности, то о нормальной работе двигателя можно только мечтать. При выходе из строя свечи возможны такие нарушения в работе мотора как троение, плохой запуск, завышенный расход топлива, слабая тяга, выход из строя катушек зажигания или бронепроводов. Вообще свечам зажигания нужно посвящать отдельную статью, поскольку эта тема довольно обширная.
Неисправности, связанные с работой датчиков
▪ Датчик коленвала — если этот датчик выйдет из строя, автомобиль скорее всего не запустится. Это неисправность встречается нечасто, но сбрасывать со счетов ее не стоит. Некорректная работа этого датчика возможна если он плохо прикручен к корпусу двигателя, также рабочие вибрации могут изменить его положение в штатном посадочном месте. В таком случае возможны сбои в работе мотора. Вообще, если зажигание отсутствует, одним из кандидатов на проверку в первую очередь будет являться датчик коленчатого вала, поскольку именно сигналы с данного датчика необходимы электронному блоку управления для расчета момента впрыска топлива и его воспламенения. Таким образом, искра может отсутствовать не только из-за проблем с системой зажигания, но и при выходе из строя датчика коленвала.
▪ Датчик положения распредвала — неисправность или отказ этого датчика является часто встречающейся причиной неисправности инжекторных двигателей. При поломке или неисправности этого датчика нарушается синхронность работы двигателя, и топливно - воздушная смесь поступает в цилиндры без учета положения и такта поршня. При такой неисправности растет расход топлива и загорается лампа Check Engin.
▪ Датчик температуры охлаждающей жидкости — нарушения в работе этого датчика может быть связана с обрывом провода или коротком замыкании. Также датчик может выдавать некорректные данные, показывать неверную температуру, в таком случаем двигатель может не запуститься. Разберемся с причиной, поскольку здесь все просто. Допустим в реальности температура двигателя +15 °C, а датчик «видит» температуру -10°C. В такой ситуации блок управления даст команду на впрыск значительного объема топлива, исходя их того, что двигатель холодный, произойдет переобогащение смеси в цилиндрах, и, если даже двигатель заведется, это все приведет к высокому расходу топлива.
Интересное: Пушка для гаража: газовая или электро. Что эффективнее?.
Всегда нужно учитывать, что в конкретном автомобиле может присутствовать два и более датчиков температуры охлаждающей жидкости, при диагностике нужно разобраться, какой из них и за что отвечает.▪ Датчик кислорода или лямбда зонд — при его неисправности всегда будет повышенный расход топлива у автомобиля, также возможны перебои в работе двигателя, в том числе и на холостом ходу. Неисправный датчик передает ложные показания в ЭБУ, в результате неправильно будет дозироваться топливо, увеличится его расход, снижается динамика автомобиля. При подключении диагностического устройства к ЭБУ, зачастую будет отображаться соответствующий код ошибки, возможно загорится лампа Check Engin.
▪ Датчик массового расхода воздуха ( ДМРВ) — основными симптомами нарушения работы данного датчика являются перебои в работе мотора, плохой запуск, двигатель также может глохнуть при отпускании педали газа. Если при запуске двигателя это удается сделать лишь при нажатии педали газа, с большой долей уверенности можно предположить, что причиной является поломка ДМРВ. Этот датчик контролирует объем поступающего в двигатель воздуха, а блок управления, руководствуясь этими показаниями, рассчитывает необходимое количество топлива для цилиндров.
Есть еще одна часто встречающаяся проблема у инжекторных двигателей. Если даже датчик массового расхода исправен, обязательно необходимо проверить, не наблюдается ли подсоса воздуха уже после датчика. Если это происходит, то реальное количество воздуха будет превышать посчитанное датчиком.
▪Датчик положения дроссельной заслонки — если у автомобиля плохой отклик на нажатие педали газа, обороты произвольно меняются, наблюдается неравномерная работа двигателя в режиме холостого хода, то вполне вероятной причиной всех неприятностей является этот датчик. При попытке завести автомобиль, не нажимая на педаль газа, этот датчик направляет данные в ЭБУ об открытии дроссельной заслонки, в ответ блок управления увеличивает объем подаваемого топлива через форсунки, в результате в цилиндры поступает избыток топлива и автомобиль может не запуститься. В этом случае датчик конечно работает, Check Engin может не гореть, но данные от него поступают неверные.
▪Электронный блок управления (ЭБУ) — бывает порой ситуации, когда выходит из строя этот важный блок, но нужно отметить, что это не такое уж частое явление. При этой неисправности инжекторная система работать не будет, двигатель вообще не запустится. Радует лишь то обстоятельство, что такая поломка диагностируется достаточно просто.
Рассмотрим теперь вопросы диагностики инжекторной системы
Хотя диагностика и ремонт инжектора процедура не такая уж и простая, проверить работоспособность инжекторной системы и выполнить ее наладку вполне реально даже в своем собственном гараже.
▪ Для определения неисправности прежде всего необходимо иметь в наличии диагностические приборы. В число таких приборов входят различные виды диагностических сканеров для автомобилей, стоят они недорого, для примера можно взять тот же ELM327. Существуют версии с разными вариантами подключения, самыми популярными являются Wi-Fi и USB, также для разных типов диагностических разъемов существуют специальные переходники. Перед покупкой лучше выяснить, какой разъем используется на вашем автомобиле. Вместе с приобретаемым сканером зачастую прилагается необходимое программное обеспечение (ПО). Дополнительно понадобится ноутбук или смартфон для подключения к разъему автомобиля.
▪ После того как подготовлено все необходимое оборудование, подключаем сканер к блоку управления автомобиля, сам сканер можно подключить к ноутбуку. Далее запускаем прилагаемое ПО и смотрим коды неисправности и их расшифровку. Так примерно и диагностируются инжекторные автомобили в специализированных мастерских. После определения неисправности проводят обычно ремонт необходимых узлов.
На первый взгляд здесь нет больших сложностей, но бывают случаи, когда с помощью сканера не дается определить неисправность инжекторной системы, как поступить в таком случае?
В такой ситуации процесс диагностика конечно усложнится, но провести ее все-таки возможно.
Для начала необходимо выполнить следующие действия:
▪ Выполняем визуальный осмотр всех топливных магистралей, от топливного бака до инжектора. Это делается для того, чтобы исключить факт механического повреждения топливопроводов.
▪ Проверяем правильность работы блока управления, здесь необходимы уже минимальные знания, поскольку нужно будет проверить напряжение и силу тока на выходе из блока, сопоставив их с штатными показателями.
▪ Выполняем работу по очистке форсунок, при необходимости их снимаем и разбираем.
Предположим, что форсунки исправны, топливопроводы целые и ЭБУ исправен. Дальше необходимо обратить внимание на лампу Check Engin, если она горит, возможно неисправен один из датчиков, определить какой датчик оказался неработоспособен можно понаблюдав за работой автомобиля.
В начале статьи уже описывались основные нарушения в работе инжектора, проявляющиеся при выходе из строя различных датчиков. При обнаружении неисправности необходимо заменить неработающий датчик. Если в результате предпринятых действий не удалось наладить работу инжектора, следует поискать неисправность в других узлах автомобиля.
Бывают ситуации, когда инжектор работоспособен, но при этом наблюдается неустойчивая работа двигателя. Можно попробовать самому заново его перенастроить, и, если не получится, тогда уж обратиться в профессиональный сервис. Сама по себе настройка существенных сложностей не имеет, при этом нужно лишь уметь пользоваться выше описываемой диагностической аппаратурой. Нужно лишь установить необходимые параметры всех датчиков, рекомендованные для конкретной модели автомобиля. Для того чтобы выполнить все операции по определению неисправности и настройке, необходимо руководствоваться описанным в статье порядком и знать основные принципы работы инжекторной системы.
Интересное еще здесь: Обзоры.
Выявление неисправностей инжекторного двигателя в условиях собственного гаража.