Кризис автоподбора в Пензе: почему я стал «лягушатником» и куда исчезают нормальные машины

История о том, как я заслужил репутацию «любителя французских авто» и столкнулся с системным кризисом в своей профессии.

Ловушка, в которую я попал сам

Позвольте рассказать, как я незаметно для себя создал ситуацию, из которой теперь сложно выбраться. Всё началось с принципов, а закончилось профессиональной дилеммой.

Реальность бюджетного авторынка Пензы

Статистика неумолима: 90% заказов на подбор автомобиля с пробегом укладываются в бюджет от 400 до 800 тысяч рублей. Это реалии нашего города — на новую машину у большинства средств нет, поэтому ищем вариант с историей. Особенно популярен запрос «до 500 тысяч на автомате». Логика проста: сначала научиться ездить на чём-то простом, а потом уже брать машину посерьёзнее.

И что же в приоритете у клиентов? В подавляющем большинстве случаев — Hyundai Solaris, Kia Rio и другие представители бюджетного B-сегмента. Для многих коллег по цеху это стало основным бизнесом. Какая разница, что искать, если спрос есть и деньги платят?

Мой путь против течения

Я пошёл другим путём. Взяв за правило не предлагать клиентам откровенно небезопасные автомобили, я начал рекомендовать альтернативы тем же «Солярисам». Моим фокусом стали машины C-сегмента, которые на вторичном рынке стоят сопоставимых денег, но предлагают больше комфорта, безопасности и надёжности. В мой список рекомендаций вошли Ford Focus, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Volkswagen Jetta, Citroën C4, Peugeot 408, Renault Megane, Samsung SM5 и другие.

Поскольку многие ищут автомобиль для семьи, лидером моих рекомендаций часто становился Citroën C4 — просторный, комфортный и с хорошими показателями пассивной безопасности.

Ключевой момент моей работы — глубокий анализ потребностей клиента. «Зачем вам машина?» — первый и главный вопрос. Исходя из ответа (семья, работа, поездки за город) уже формируется список подходящих моделей.

Цена принципов

Объяснить человеку, что «Солярис» — не самый безопасный выбор, бывает непросто. В ответ часто звучит: «Посмотри, сколько их в такси ездит, и ничего!». Такая принципиальная позиция стоила мне множества потенциальных клиентов. Однако в процессе углублённого изучения альтернатив я сам увлёкся, особенно французскими автомобилями. Чем больше я их анализировал и тестировал, тем больше они мне нравились. Так и родилось прозвище «лягушатник».

Это не значит, что я не ценю другие марки. Volkswagen, Ford, Opel — всё это отличные автомобили. Но поскольку я оказался едва ли не единственным в Пензе, кто активно продвигает французские машины, на меня стали смотреть как на специалиста с очень узкой и странной специализацией.

Идеал и реальность

Идеально я вижу свою работу как подбор премиальных немецких машин. И знания есть, и оборудование, и опыт. Но жизнь вносит коррективы. Очереди из желающих купить Mercedes или BMW у моего кабинета пока не выстраивается.

Задумайтесь: что в основном ездит по пензенским дорогам? Мимо вас пронесётся с десяток корейских и японских машин, несколько Ford, Chevrolet, Opel… И лишь изредка мелькнёт BMW или Audi. Вывод прост: 9 из 10 покупателей подержанных авто в нашем городе ищут машину дешевле миллиона. Иначе логичнее взять новую Lada Vesta.

О Volkswagen в этом бюджете я даже не говорю — они перестали быть «бюджетными». И да, Volkswagen Polo — это не «настоящий» VW в классическом понимании.

Суть ловушки: вымирание C-сегмента

А вот и главная проблема, в которую я угодил. В России по факту умер рынок новых автомобилей C-сегмента. Раньше выбор был огромен, сейчас модели можно пересчитать по пальцам одной руки, а цены на них взлетели до небес.

Получается парадокс: мне становится нечего искать. Хорошие автомобили C-класса выпуска до 2015 года постепенно «вымирают» — их становится всё меньше. А те, у кого они есть (например, Ford Focus или Opel Astra в хорошем состоянии), не спешат продавать. Зачем? Современный аналог стоит на миллион дороже, а пересесть с комфортной «Астры» на базовый «Солярис» — удовольствие сомнительное. Поэтому люди ездят на старых, но добротных машинах дальше.

На продажу же выставляют в основном «отребье» — битые, убитые, проблемные экземпляры. И среди этого приходится искать редкую «жемчужину». «Бюджетному» C-сегменту на нашем рынке осталось жить год-два, не больше.

Тяжёлый профессиональный выбор

И вот я стою перед сложной дилеммой:
1. Полностью отказаться от работы с бюджетным сегментом и сконцентрироваться на поиске клиентов для премиальных машин и кроссоверов?
2. Переступить через свои принципы и начать массово подбирать те самые «Солярисы» и «Рио», как все?

Ответа у меня пока нет. Я отдаю себе отчёт, что моя симпатия к французским авто создаёт определённый образ в глазах клиента. Увидев в моих отчётах Citroën и Peugeot, человек может решить, что я странный узкий специалист, и пойти к другому подборщику.

Но это поверхностное суждение, основанное на стереотипах. Точно такие же стереотипы витают вокруг самих французских автомобилей.

P.S. Автомобиль, который навёл меня на эти размышления (на фото), был продан за два дня с первого показа — ровно за ту сумму, которую планировал продавец. Говорите, французы — неликвид?

Интересное еще здесь: Обзоры.

Правда про подбор авто в Пензе.