Aston Martin DBX: Спасательный круг для легендарного бренда

Тестовый экземпляр Aston Martin DBX оценивается примерно в 300 тысяч долларов. Под его капотом скрывается двигатель от Mercedes-AMG, и, что примечательно, этот автомобиль не впечатлил Джереми Кларксона. Эти три факта часто становятся основным, что знают об этом кроссовере. Однако такое поверхностное восприятие несправедливо, ведь DBX — это знаковый и в каком-то смысле судьбоносный автомобиль. На него легендарный британский производитель поставил буквально всё. Он может стать как последним шансом для независимого Aston Martin, так и поднять бренд на невиданные высоты, возможно, даже заменив в будущем Aston Martin в роли автомобиля Джеймса Бонда.

Цель DBX — отвоевать часть рынка у Bentley Bentayga и Lamborghini Urus, а также бросить вызов таким моделям, как Porsche Cayenne Turbo S и Maserati Levante Trofeo.

Но как именно он планирует это сделать? Давайте разберемся вместе.

Мы выясним, что именно Aston Martin позаимствовал у Mercedes-Benz (и хорошее, и плохое), и насколько качественно собран автомобиль. Разберемся, что именно не понравилось в нем знаменитому ведущему Top Gear Джереми Кларксону. Также мы проверим, насколько честно британцы указали характеристики двигателя и какими особенностями они планируют удивить искушенных покупателей из мира роскоши.

Нет времени читать? Смотрите видео-тест Aston Martin DBX:

История бренда: От истоков до Второй мировой

Рождение бренда Aston Martin принято относить к 1914 году, когда малоизвестный, но страстный автолюбитель, гонщик и механик Лайонел Мартин одержал победу в соревнованиях по подъему на холм Астон в Великобритании. (Сегодня на этом месте установлен памятный знак.) Интересно, что победил Мартин не на собственном прототипе, а на доработанном им автомобиле Singer 10.

Однако именно эта победа помогла Мартину осознать, что доработка и перепродажа чужих машин — дело скучное. Он решает создать собственный спорткар. Взяв двигатель от одной модели и шасси от другой, Мартин вместе со своим партнером Робертом Бамфордом создает первый в мире автомобиль под именем Aston Martin, способный развивать умопомрачительные для того времени 115 км/ч.

Согласно легенде, идея добавить к фамилии Мартин название холма Астон принадлежала его супруге — чтобы в алфавитном списке бренд оказался выше конкурентов в лице Bentley и Bugatti.

Но амбициозным планам помешала Первая мировая война: в 1915 году оба основателя компании ушли служить. Однако после войны Мартин не сдался. Заручившись поддержкой молодого и богатого графа Луи Зборовски, тратившего наследство на автоспорт, он продолжил создавать гоночные модели, которые даже били мировые рекорды скорости. Вскоре Мартин потерял покровителя: граф разбился на трассе Монца, управляя Mercedes. Без финансовой поддержки Мартин, будучи блестящим инженером, но не бизнесменом, в 1925 году продал почти обанкротившуюся компанию, успев выпустить к тому моменту всего 55 автомобилей.

К счастью, вскоре у руля Aston Martin встали люди, понимавшие суть дела. Компанию возглавил инженер и гонщик Августус Бертелли. Он продолжил традицию, не только руководя разработкой, но и лично участвуя в гонках. На этот период пришлись спортивные успехи: в 1931–1933 годах модели Aston Martin LM побеждали в своем классе в гонке «24 часа Ле-Мана», а в 1934-м Aston Martin Ulster занял третье место в общем зачете. Именно при Бертелли на логотипе появились знаменитые крылья.

Однако автоспорт — это не про бизнес. Несмотря на победы, компания снова оказалась на грани банкротства и сменила владельцев. Новые хозяева решили наконец начать зарабатывать на спортивной славе, выпуская дорогие дорожные автомобили. Можно ли назвать их «повседневными»? Aston Martin был одним из первых, кто начал продавать гоночные технологии обычным клиентам. Апогеем развития марки в межвоенный период стало создание в 1939 году концепт-кара Aston Martin Atom, опередившего время на десятилетия.

Это был первый Aston с независимой передней подвеской и прообразом автоматической коробки передач. Алюминиевый кузов покоился на пространственной раме. 27 технических патентов, полученных для Atom, позволили компании пережить Вторую мировую войну, занимаясь производством авиакомпонентов, и остаться одним из самых инновационных автопроизводителей.

История бренда: От Второй мировой до 1987 года

Созданный в единственном экземпляре Aston Martin Atom дожил до наших дней, проехав у десятка владельцев более 400 тысяч километров. Говорят, что британский промышленник Дэвид Браун принял решение купить компанию именно после тест-драйва на Atom в 1947 году. Это событие стало началом новой, золотой эры для Aston Martin, принесшей ему мировую славу.

До войны компания Брауна была крупнейшим в Британии производителем тракторов, а во время войны делала зубчатые передачи для танков. Но его настоящей страстью были автомобили. Узнав о продаже Aston Martin из газетного объявления, Браун прокатился на концепте и был впечатлен. Это и стало решающим толчком к воплощению мечты — стать легендой автоспорта. С тех пор его инициалы «DB» украшают названия большинства моделей марки, включая тестируемый кроссовер.

Вскоре после покупки Aston Martin Браун приобрел еще одного британского производителя спорткаров — Lagonda, объединив их под именем Aston Martin Lagonda, которое компания носит и сегодня. Смысл был прост: у Aston Martin было отличное шасси от Atom, а у Lagonda — перспективный рядный шестицилиндровый двигатель, созданный самим Уолтером Бентли.

Началась новая глава. Потренировавшись на DB1, компания выпустила серию успешных моделей. DB2 с тем самым шестицилиндровым мотором начала занимать призовые места в престижных гонках, включая Ле-Ман и Себринг. По современным меркам это сложно представить, но 2.6-литровый двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч примерно за 11 секунд, а максимальная скорость достигала 190 км/ч — и все это в начале 1950-х благодаря технологиям 1930-х.

DB2 стала первой по-настоящему успешной серийной моделью — было выпущено более 400 купе и кабриолетов. Но от спортивных амбиций не отказывались. Модель DB3 сделали сугубо гоночной, и она стала одним из первых автомобилей с дисковыми тормозами. Ее новый 3.0-литровый мотор принес компании немало побед.

Однако статус производителя элитных спорткаров окончательно закрепил за Aston Martin другой болид. В 1959 году мечта Дэвида Брауна сбылась: заводская команда выиграла чемпионат мира среди спорткаров, обойдя Porsche и Ferrari. Легендарный Aston Martin DBR1, одержав серию громких побед, стал лучшим спорткаром планеты. Триумфальной стала гонка «24 часа Ле-Мана», где DBR1 под управлением знаменитых Кэрролла Шелби и Роя Сальвадори пришел первым, а второй такой же автомобиль финишировал следом, опередив Ferrari на 25 кругов. В 2017 году этот DBR1 был продан за 22.5 млн долларов, став самым дорогим британским автомобилем в истории.

После этого триумфа Дэвид Браун, вспомнив, что он бизнесмен, выпустил один из самых красивых серийных автомобилей всех времен — купе DB4. Нужно отметить, что поводов для гордости в плане дизайна у британцев было не так много: чтобы конкурировать с итальянцами, Браун привлек кузовное ателье Touring, которое довело британскую сдержанность до идеала. В конструкции кузова использовалась итальянская технология superleggera («суперлегкий»), что позволяло легко вносить дизайнерские изменения.

Именно DB4 сформировала имидж марки: роскошный, быстрый и управляемый автомобиль без излишней вычурности. Благодаря современному алюминиевому 3.7-литровому мотору, который в версии GT выдавал 300 л.с., DB4 можно считать первым суперкаром бренда. Он разгонялся до 100 км/ч за 5.7 секунды и развивал скорость свыше 250 км/ч — впечатляющие цифры для 60-летней давности.

Но настоящей иконой поп-культуры стал следующий DB5, впервые появившийся в фильме о Джеймсе Бонде «Голдфингер» (1964) с Шоном Коннери за рулем. С тех пор Aston Martin стал практически неизменным автомобилем агента 007. Интересно, что в первых фильмах автомобили дорабатывала сама кинокомпания, и только после успеха производитель предложил свою помощь. Недавно британцы даже выпустили коллекционную серию из 25 реплик DB5, в которых большинство шпионских gadgets работают по-настоящему.

На успехе кинозвезды Браун не остановился. Он выпустил DB6, а также флагманский DBS, на который в 1969 году установили первый в истории компании двигатель V8. 5.3-литровый мотор сделал DBS самым быстрым четырехместным автомобилем своего времени с максимальной скоростью 257 км/ч. Однако, несмотря на успехи, к 1972 году компания снова обанкротилась из-за высокой себестоимости ручной сборки и нежелания идти на компромиссы. Дэвид Браун продал компанию, закончив эру «DB», но не историю бренда.

В 1970-80-е годы новые владельцы выпустили, среди прочего, крайне неординарный седан Lagonda — один из самых дорогих и технологически продвинутых автомобилей того времени, напичканный электроникой (первая сенсорная клавиатура, электронная приборная панель). Несмотря на постоянные поломки, он неплохо продавался на Ближнем Востоке. Его наследником считается современный Aston Martin Rapide.

История бренда: От Ford до наших дней

В 1987 году спасителем Aston Martin стал Ford. Американский гигант приобрел 75% акций, а позже и оставшиеся 25%. Ford принес не только капитал, но и управленческий опыт, научив британцев идти на компромиссы ради прибыли. В 1995 году новая модель DB7 побила все рекорды, выпустив за первый год 700 экземпляров. Правда, это был не совсем Aston Martin: платформа, двигатель и кузов были от Jaguar. Но это был необходимый этап.

В 1999 году подразделение Ford Advanced Vehicles вместе с Cosworth разработали для Aston Martin первый V12 объемом почти 6 литров. В 2001 году мир увидел суперкар Vanquish — конкурент Ferrari 550 Maranello, самый быстрый серийный автомобиль того времени. В 2004 году появился DB9 с тем же V12. На его основе был создан гоночный DBR9, вернувший компанию в автоспорт с победами в Ле-Мане в 2007–2008 годах.

Однако перед кризисом 2007 года Ford решил избавиться от «обузы». Aston Martin был продан на аукционе за 850 миллионов долларов спортивно-инжиниринговой компании Prodrive. Под ее руководством начался один из самых амбициозных проектов — создание гиперкара One-77 без оглядки на стоимость. Было выпущено 77 уникальных автомобилей по 2 млн долларов каждый. 7.3-литровый атмосферный V12 выдавал 760 л.с., разгоняя купе до 100 км/ч за 3.7 секунды и до максимальных 350 км/ч.

Но очередной экономический кризис вновь поставил компанию на грань выживания. Нужно было срочное решение. Им стал выпуск того, чего жаждал рынок, — роскошного внедорожника SUV. Так родился DBX.

Дизайн Aston Martin DBX

Перед нами — предмет многочисленных споров о вкусе и стиле. Сложная задача — натянуть узнаваемый образ грациозных спорткаров на массивный кроссовер — решена британцами как минимум не хуже, чем у Porsche, Lamborghini и Maserati в свое время.

Традиционно спорным элементом стала корма с «утиным хвостом», повторяющим формы купе Vantage и концепт-кара DB10, созданного для фильма о Бонде «Спектр». Больше всего удивляют реальные размеры DBX. На фото он кажется компактным, но вблизи понимаешь его истинные габариты: длина — 5039 мм, ширина — 2220 мм, колесная база — 3060 мм. Он даже больше Toyota Land Cruiser 200. Визуальный обман создают огромные 22-дюймовые колеса с задними шинами шириной 325 мм.

Здесь есть безрамочные двери, скрытые ручки, спойлер, заменяющий дворник, и уникальные решения: воздухозаборники для охлаждения тормозов в дневных ходовых огнях, а стойки прикрыты стеклом вместо пластика. Выхлопные патрубки вынесены на середину бампера, а звук выхлопа заслуживает отдельного упоминания. Длинный капот улучшает развесовку — двигатель смещен внутрь колесной базы.

Важно отметить: DBX не использует платформу Mercedes-Benz GLE. Двигатель, коробка и элементы подвески — контрактные от AMG, но алюминиевые кузов и платформа уникальны, разработаны специально для этой модели. Сборка ведется на отдельном заводе в Уэльсе, на территории бывшей авиабазы. При сборке используется авиационный клей, превосходящий по жесткости сварку.

Под капотом — настоящая экзотика. Фактически отсутствуют передние крылья, их роль выполняет огромный капот. Видны мощные литые чашки и распорки. Воздухозаборники на капоте функциональны, они охлаждают подкапотное пространство и турбины. О том, какой монстр скрывается внутри, поговорим далее.

История появления DBX

Почему обзор DBX появился так поздно? У этого автомобиля непростая судьба, о которой производитель не любит распространяться.

Разработка кроссовера, призванного спасти Aston Martin, началась семь лет назад. Британцы пошли ва-банк, вложив все ресурсы. Был построен новый завод, разработана уникальная платформа. Первый прототип представили в Пекине в конце 2019 года, производство планировали на середину 2020-го.

Планы скорректировала пандемия. Спрос на роскошные автомобили упал, производство встало. Aston Martin вновь оказался на грани краха и был спасен канадским миллиардером Лоуренсом Строллом, купившим 20% акций за 500 млн фунтов. Генеральным директором стал Тобиас Моерс, ранее руководивший Mercedes-AMG, что укрепило связи с Daimler.

Однако эти события не позволили первой партии DBX быть идеальной. Ранние образцы страдали от «сырости» сборки, что отразилось на первых отзывах экспертов, включая критику Джереми Кларксона. С тех пор прошло почти год, и британцы многое доработали. Наш тестовый автомобиль — из той первой партии, поэтому некоторые огрехи (например, скрипы, большие зазоры) в серийных машинах уже устранены.

Двигатель и трансмиссия

Почему в DBX стоит мотор от Mercedes-AMG? Рассмотрим альтернативы. У Aston Martin есть собственный мощный би-турбированный V12 (715 л.с.), но для тяжелого кроссовера он не оптимален из-за веса и экологических норм. Нужен был современный, надежный турбированный V8. Разрабатывать свой с нуля не было ни времени, ни средств.

VAG со своими Urus и Bentayga вряд ли стал бы помогать конкуренту. То же с Ferrari и Maserati. Двигатель BMW не соответствовал критериям надежности, а старый компрессорный V8 от Jaguar Land Rover пора было отправлять на пенсию. Оставался Mercedes-Benz. В обмен на технологии и комплектующие немцы получили долю в компании. DBX достался 4.0-литровый би-турбированный V8 (M177) — один из самых современных и производительных в своем классе.

В паре с ним работает девятиступенчатый гидромеханический автомат 9G-Tronic и полный привод 4Matic от Mercedes. Заявленная мощность — 550 л.с. и 700 Нм, что меньше, чем у AMG GLE 63 (612 л.с.). Возможно, это сделано для будущей «заряженной» версии. Наши замеры на диностенде показали реальные 588 л.с. и 740 Нм.

Британцы выбрали комфортную настройку. Разгон до 100 км/ч занимает около 4.45 секунды (производитель заявляет 4.5 с). Это немного медленнее Urus, но быстрее Bentley Bentayga V8. Однако главное — не цифры, а эмоции. Выхлопная система, судя по маркировкам, собственная разработка Aston Martin, и ее звук — отдельное произведение искусства, без искусственной «подзвучки».

Шасси и подвеска

В подвеске используются пневмостойки Mercedes, но большинство элементов (рычаги, сайлент-блоки) — собственной разработки, более массивные и прочные. Установлен активный задний дифференциал от AMG (аналогичный стоит на C 63 и E 63) с собственным радиатором. Коробка передач защищена высоко расположенным пластиковым поддоном.

Интересная особенность — карданный вал из углепластика. Он легче металлического, что улучшает динамику и снижает вибрации. Также присутствует 48-вольтовая система активных стабилизаторов поперечной устойчивости, меняющая жесткость в зависимости от режима.

Интерьер: Роскошь ручной работы

С технической точки зрения DBX очень хорош, но не уникален — многие решения есть у немецких конкурентов за вдвое меньшие деньги. Чем же оправдана его высокая цена? Ответ — в салоне. Здесь — душа автомобиля, выраженная в ручном труде и искусстве.

Поражает не только качество материалов (кожа повсюду), но и сложность исполнения. Мастера бросили вызов самим себе, обшив кожей самые сложные формы передней панели с множеством изгибов. Немцы бы упростили дизайн, англичане — усложнили, добавив фирменные наружные швы. Кожей покрыто всё, включая потолок, внутреннюю часть крышки подлокотника и даже площадку для беспроводной зарядки телефона. Характерная черта — брогирование (перфорация) кожи на креслах, техника, пришедшая из обувного дела. Уникальны и кожаные решетки динамиков.

Аудиосистема лишена логотипов, но звучит превосходно — натурально и разборчиво. Некоторые элементы управления (джойстики на руле, система MBUX) заимствованы у Mercedes. Критики возмущены, но создание собственной современной мультимедийной системы с нуля для небольших тиражей Aston Martin — задача неподъемная. Это разумный компромисс в пользу удобства и надежности. Управление трансмиссией осуществляется кнопками над дисплеем — решение не самое удобное, но подчеркивающее эксклюзивность и следуя традициям суперкаров, где практичность иногда приносится в жертву характеру.

Недостатки салона

Не всё идеально. Форма спинок передних кресел может показаться неудобной, особенно для высоких людей (при росте выше 190 см может не хватать пространства над головой). Панель приборов иногда реагирует на кнопки с задержкой. Базовый ключ кажется слишком легким и простым, но для владельца предусмотрен более солидный вариант из металла и стекла.

Также Aston Martin сознательно проигнорировал некоторые современные опции: здесь нет доводчиков дверей, проекционного дисплея (HUD) и матричных фар. Для некоторых покупателей это может стать минусом.

Задний ряд и багажник

Несмотря на спортивный вид, DBX предлагает неожиданно много места на заднем ряду — и в ногах, и над головой. Вероятно, это учтено для клиентов, привыкших иногда ездить с водителем. Однако по уровню оснащения и комфорта (нет регулировки спинки, сложных консолей) он уступает Bentley Bentayga. Есть управление климатом, подогрев и вентиляция сидений, USB.

Багажник огромен — 632 литра. Он поражает деталями: кожаная шторка, стильные кнопки складывания сидений и опускания подвески, большая «докатка». На кромке багажника есть магнитный коннектор для зарядки аккумулятора — удобно для машин, подолгу стоящих в гаражах. Единственный диссонанс — простые красные кнопки электропривода, явно от Mercedes.

Впечатления от вождения

Как должен ехать кроссовер за 300 тысяч долларов? Невероятно комфортно, как Bentley, или агрессивно-спортивно, как Lamborghini? Aston Martin попытался совершить невозможное: совместить мягкость Bentley с эмоциями Urus.

На треке DBX не составит конкуренции «заряженным» немцам — он тяжел и статусен. Но драйв — это не только секунды разгона, это эмоции. И здесь британцы нашли свой рецепт. В режиме Sport+ с отключенной ESP и активным задним дифференциалом автомобиль позволяет водителю почувствовать себя героем. Полный привод 4Matic с муфтой может полностью отключать переднюю ось, направляя весь момент назад. Добавьте к этому активные стабилизаторы, сглаживающие, но не убивающие крены, и вы получите управляемый, но живой характер.

По эмоциям DBX ближе к Maserati Levante, чем к более спортивному Porsche Cayenne Turbo S. Тормоза — чугунные от Brembo (керамика не предлагается), но они эффективны: тормозной путь со 100 км/ч составляет около 37–38 метров, как у спортивных седанов.

Почему же Кларксон назвал подвеску жесткой? Всё дело в неподрессоренных массах. Огромные 22-дюймовые колеса весят почти по 40 кг каждое (для сравнения, у BMW X5 M — 35 кг). На частых неровностях это хорошо ощущается. Для владельца решением может стать заказ более легких кованых дисков.

Вопросы вызывает и шумоизоляция. В тестовом автомобиле она неидеальна, но, возможно, в серийных машинах это исправлено. С другой стороны, полная тишина противоречила бы характеру Aston Martin — лучше слушать божественный рев мотора, чем искусственную «подзвучку».

DBX — это компромисс для производителя настоящих спорткаров, прогиб перед трендами. Но если этот кроссовер спасет великую компанию и позволит ей и дальше создавать великолепные суперкары, то этот компромисс более чем оправдан.

Итоги тест-драйва DBX

Интересное еще здесь: Обзоры.

Aston Martin DBX: спасательный круг великого бренда. Aston Martin DBX.