Секреты создания и испытаний
- Дизайн ВАЗ-2108 от первых набросков до конвейера изменился минимально. Самые жаркие дискуссии развернулись вокруг толщины рамок дверей и места расположения водосточного желоба. Компромисс между дизайнерами, инженерами и технологами дался с большим трудом, но в итоге был найден.
- Аэродинамике модели уделялось особое внимание. Например, небольшая выштамповка над задней дверью, предложенная специалистами Porsche, должна была дополнительно прижимать задние колеса для лучшей устойчивости на скорости. Эффект был достигнут, но появился неожиданный побочный эффект — заднее стекло стало моментально покрываться грязью. Это привело к установке заднего стеклоочистителя. Позже проблему частично решили кооперативные "крылышки" — металлические накладки на желобки.
- Изначально считалось, что немецкого полигона хватит для всех испытаний. Однако советские дороги оказались уникальным вызовом.
Интересное: Интересные фактов об автомобилях.
Поэтому программа испытаний была расширена: четыре жестких пробега по 12 000 км по булыжнику в Тольятти и Дмитрове, три ресурсных заезда по 80 000 км на полигоне НАМИ, а также испытания в горах Кавказа и Франции, в жаре Алжира, Туркменистана, Таджикистана и в условиях суровой зимы. - Тестирование первых прототипов окутывала завеса строжайшей секретности. Машины тщательно маскировали от посторонних глаз. Однажды закамуфлированный автомобиль на Уфимском шоссе так заинтересовал другого водителя, что тот, пытаясь его рассмотреть, не справился с управлением и съехал в кювет.
- Для советских инженеров стало откровением, как немцы проводят краш-тесты. Конструктор Лев Вихко вспоминал: «Я впервые видел, как после съёмки плёнку перематывают назад, и было забавно наблюдать, как пролитые масло и вода «возвращаются» обратно в двигатель».
- Казалось бы, простая деталь — задний дворник — стала настоящей головной болью для конструкторов. Из-за сложностей с его разработкой первые серийные «восьмёрки» сошли с конвейера без него. Это вызвало шквал недовольства у покупателей, которые засыпали жалобами и завод, и редакции газет.
- На ВАЗ-2108 устанавливали рядные моторы объёмом 1.1, 1.3 и 1.5 литра. По контракту, инженеры Porsche консультировали только по созданию 1.3-литрового двигателя. Однако благодаря энтузиазму вазовцев и неформальной помощи немецких коллег, доработки коснулись всего семейства силовых агрегатов.
- Название «Спутник» для новой модели лично утвердил главный конструктор завода Георгий Мирзоев, без согласования с высшим руководством. К сожалению, это имя не прижилось. Экспортные версии изначально назывались Samara, и позже это название перекочевало и на внутренний рынок. Но в народе автомобиль навсегда остался «восьмёркой».
Интересное еще здесь: Обзоры.
ВАЗ-2108, 8 ФАКТОВ 0 КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ.