Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!

Для начала уточним, назначение коробки переключения передач (далее КПП) в изменении передаточного числа передачи момента от маховика двигателя к колесам автомобиля, изменение направления движения автомобиля.

Какие бывают типы КПП?

  • Механическая коробка переключения передач (МКПП),
  • Автоматическая коробка переключения передач (АКПП),
  • Роботизированная коробка переключения передач ,
  • Вариативная коробка переключения передач.

Поочередно разберем каждый тип КПП, выясним достоинства и недостатки.

Механическая КПП (МКПП)

Коробка состоит из пар шестерен, переключение передачи осуществляется введением шестерни в зацепление при помощи рычага переключения передач. Выделяют двух и трёх вальные коробки, также различны и количества ступеней в разных МКПП, а самым популярным вариантом являются 5-ступенчатые коробки.

Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!

Плюсы МКПП:

  • Простая и надежная конструкция,
  • Эффективность в сложных дорожных условиях,
  • Высокий КПД передачи,
  • Недорогое обслуживание.

Минусы МКПП:

  • Низкий комфорт в использовании.

Автоматические коробки (АКПП)

Не вдаваясь в подробности, переключение передач тут происходит при помощи гидротрансформатора и планетарных механизмов.

Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!

Планетарная передача состоит из нескольких шестерен (они называются планетарными или сателлитами), вращающихся вокруг центральной шестерни. Планетарные шестерни фиксируются вместе с помощью водила. Кроме этого, дополнительная внешняя кольцевая шестерня имеет внутреннее зацепление с планетарными шестернями. Сателлиты, закрепленные на водиле, вращаются вокруг центральной шестерни, внешняя шестерня – вокруг сателлитов. Передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей относительно друг друга. Для получения большего диапазона передаточных чисел в современных коробках используется несколько планетарных передач.

Плюсы АКПП:

  • Комфорт и удобство,
  • Смена передачи на полной мощности двигателя,
  • Плавность хода при смене передачи,
  • Защищена от перегрузок.

Минусы АКПП:

  • Стоимость обслуживания и ремонта,
  • Низкий КПД, большой расход топлива,
  • Меньшая динамика автомобиля.

Роботизированные КПП (роботы)

Особенность такой коробки заключается в конструкции, а именно в наличии двух сцеплений. Принцип работы такой коробки состоит в том, что на одно сцепление завязаны четные передачи, а на второе нечетные. В процессе движения крутящий момент передается по одному сцеплению, т.е.

Интересное: Что лучше выбрать: новый автомобиль или подержанный?.

диск сомкнут. В это же время диск второго сцепления разомкнут, но внутри самой коробки следующая передача уже сформирована и когда приходит время переключения, первый диск просто размыкается, а второй синхронно смыкается. Такая схема работы обеспечивает плавность переключения и отсутствие рывков.

Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!

Выделяют два типа роботов:

  • С мокрым сцеплением (мощные авто),
  • С сухим сцеплением (маломощные авто).

Плюсы робота:

  • Плавность,
  • Высокий КПД, экономия топлива,
  • Высокая динамика,
  • Возможность выбора режима работы.

Минусы робота:

  • Малая надёжность,
  • Высокая стоимость,
  • Сильная зависимость от дорожных условий.

Вариаторные трансмиссии (Вариаторы)

Коробка типа CVT или Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач. Основные детали коробки CVT - это гидротрансформатор и два раздвижных шкива, плюс, соединяющий их (шкивы) ремень. Сечение ремня имеет трапециедальную форму. Принцип работы заключается в следующем - сдвигающиеся половинки ведущего шкива выталкивают ремень наружу, что приводит к увеличению радиуса шкива, по которому работает ремень, это действие увеличивает передаточное отношение. Когда требуется снижение передаточного числа, ведомый шкив раздвигается, ремень перемещается на меньший радиус. Гидротрансформатор в этой конструкции обеспечивает трогание с места, после чего блокируется. Управление шкивами выполняет электроника.

Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!

Плюсы вариатора:

  • Плавность переключения передачи (Бесступенчато) ,
  • Экономичность расхода топлива,
  • Высокая динамика.

Минусы вариатора:

  • Не подходит для мощных двигателей,
  • Дорогостоящее обслуживание и ремонт, низкий ресурс коробки передач,
  • Чувствительность к дорожным условиям, буксировке.

Как итог, можно подметить, что однозначного варианта ответа на вопрос "Какую коробку выбрать?" -Нет. Выбор стоит делать исходя из индивидуальных предпочтений и предстоящих условий эксплуатации агрегата.



Интересное еще здесь: Обзоры.

Все КПП, какую выбрать? Разбор коробок!.