Тонировка автомобильных стекол: полный гид по видам, законам и выбору

Тонировка стекол автомобиля — это популярный способ преобразить его внешний вид и повысить комфорт. Она помогает избавиться от ощущения, что салон автомобиля похож на аквариум, где каждый прохожий может рассмотреть водителя и пассажиров. Сегодня тонированные стекла встречаются повсеместно: на многих машинах они установлены с завода, а другие владельцы наносят покрытие самостоятельно или в сервисе.

Современная тонировка может сильно различаться. Отличия касаются не только степени затемнения, но и способа нанесения, а также используемых материалов. Если раньше для затемнения использовали в основном пленку, которую клеили на стекла, то сегодня технологии позволяют регулировать свойства стекла еще на этапе производства. Однако окончательное решение о том, как и чем тонировать автомобиль, всегда остается за его владельцем.

Законодательные нормы: что разрешено?

Ключевой параметр, определяющий легальность тонировки, — это светопропускная способность стекол. Долгое время инспекторы ГИБДД руководствовались старыми ГОСТами (№363 и №5727-88), согласно которым требования были следующими:

  • лобовое стекло — не менее 75% пропускаемого света;
  • боковые стекла — не менее 70%;
  • заднее стекло — точный процент не регламентировался строго, но обязательным условием было наличие зеркал заднего вида с обеих сторон.

Однако эти нормы создавали проблемы. Дело в том, что даже новое стандартное автомобильное стекло пропускает не более 90% света. Многие автомобили с завода оснащаются атермальными стеклами, чья светопропускная способность составляет около 80%. После установки такого стекла из салона общий показатель часто падал ниже разрешенных 70%, что формально являлось нарушением.

Для устранения этого противоречия с января 2015 года был введен новый ГОСТ 32565-2013. Согласно ему, для всех стекол автомобиля (лобового, боковых и заднего) установлено единое минимальное значение светопропускания — 70%. Допускается нанесение на верхнюю часть лобового стекла цветной полосы (так называемой «атермальной полосы») для защиты от солнца, но ее ширина не должна превышать 14 сантиметров. Нарушение этих требований квалифицируется по статье 12.5 КоАП РФ.

Как выбрать пленку для тонировки?

Выбирая пленку для тонировки, важно помнить о законодательных ограничениях. Использование слишком темной пленки, не соответствующей нормам, приведет к регулярным штрафам. Поэтому, если вы не готовы к таким последствиям, стоит выбирать из разрешенных вариантов.

Обращайте внимание на производителя. На рынке хорошо зарекомендовали себя пленки американского производства. Не стоит экономить и покупать самые дешевые варианты — они, как правило, служат недолго, могут пузыриться, выцветать и ухудшать обзор. Для лобового стекла рекомендуется выбирать пленку со светопропусканием 70–75%, что гарантирует соответствие закону и безопасность вождения.

Как рассчитать процент светопропускания?

Точное измерение светопропускания стекла проводится с помощью специального прибора — тауметра — и только при определенных условиях:

  • влажность воздуха не более 80%;
  • температура в диапазоне от -10 до +35 °C.

Эти условия подходят для измерения стекол толщиной до 2 см.

Ориентировочно рассчитать итоговое светопропускание можно самостоятельно. За основу берется показатель чистого стекла (примерно 95% или 0,95). Это значение умножается на светопропускание выбранной тонировочной пленки (указывается производителем).

Например, если вы планируете клеить пленку с 50% светопропусканием, расчет будет таким: 0,95 * 0,5 = 0,475 или 47,5%. Этот результат значительно ниже разрешенных 70%, а значит, за такую тонировку почти наверняка оштрафуют. Инспектор ГИБДД на дороге проверяет светопропускание именно с помощью сертифицированного тауметра.

Как удалить тонировку с автомобиля?

Если возникла необходимость снять тонировочную пленку, лучше всего обратиться в специализированный сервис. Обычно такие услуги предлагают те же компании, которые занимаются и оклейкой.

Существует и легальная альтернатива пленочной тонировке — это съемные шторки или жалюзи, которые крепятся на рамы стекол. Их можно убрать в любой момент.

Снять пленку можно и самостоятельно, но это потребует времени и терпения. Пленку нужно аккуратно поддевать и отклеивать. После ее удаления на стекле часто остается клеевой слой, который также необходимо тщательно очистить специальными средствами.

Приборы для проверки тонировки

Как уже упоминалось, для объективной оценки степени затемнения стекол используется тауметр. Инспектор ГИБДД, проводящий проверку, обязан иметь при себе не только исправный прибор, но и соответствующие документы: сертификат, документ о последней поверке, а на самом устройстве должны быть целы пломбы.

Принцип работы тауметра прост: он состоит из излучателя и приемника. Излучатель направляет свет через стекло, а приемник измеряет, какая его доля прошла насквозь. Результат в процентах выводится на дисплей. Среди распространенных и сертифицированных в России моделей — «Блик-Н», «Свет» и «Тоник».

Виды тонировки стекол автомобиля и их особенности

Все способы тонировки можно разделить на две большие группы: съемные (как пленка) и постоянные (заводские). Съемную тонировку при необходимости можно демонтировать, а чтобы избавиться от заводской, потребуется замена самих стекол.

Заводская тонировка

Многие автопроизводители предлагают машины с уже тонированными стеклами. Затемнение достигается за счет специального напыления на этапе изготовления стекла. Главное преимущество такого решения — исключительная долговечность. Покрытие не стирается, не отслаивается и не выцветает. Однако это же является и недостатком: убрать заводскую тонировку невозможно, только заменив стекло на новое.

Стоит отметить, что качество заводского напыления практически невозможно повторить в условиях обычного автосервиса, хотя некоторые и предлагают подобные услуги.

Напыляемая тонировка

Этот метод, основанный на магнетронных или плазменных технологиях, обычно применяется в серийном производстве. Теоретически его можно воспроизвести и в мастерской, но результат будет сильно уступать заводскому по качеству и равномерности. Основные минусы: высокая стоимость, невозможность снятия и непредсказуемый итог при кустарном нанесении.

Электронная тонировка (смарт-тонировка)

Это высокотехнологичное и самое дорогое решение. Стекло с электронной тонировкой может менять свою прозрачность под воздействием электрического импульса, регулируя степень затемнения и даже цвет. Стоимость такой системы может достигать 5–10 тысяч долларов. Существует два основных принципа работы:

  • Электронное тонирование: в стекле находится слой жидких кристаллов. При подаче тока кристаллы выстраиваются, делая стекло прозрачным. Без напряжения слой становится мутным.
  • Электрохромное тонирование: используется специальный полимерный светофильтр, который меняет свои свойства в зависимости от силы тока, температуры или освещенности. Такая пленка может быть встроена в стеклопакет или наклеена на обычное стекло.

Тонировочная пленка

Это самый популярный и доступный способ тонировки. В магазинах представлен огромный выбор пленок разных цветов, оттенков и степеней затемнения. Главные преимущества — низкая стоимость и простота как самостоятельной установки, так и демонтажа. Однако у пленки есть и недостатки: она недолговечна, может царапаться, со временем выцветать и пузыриться, ухудшая обзор.

Рассмотрим основные разновидности тонировочных пленок:

1. Атермальная пленка. Она практически прозрачна, но содержит специальный фильтр, который задерживает инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Это защищает салон от перегрева и выцветания обивки, не снижая при этом светопропускание ниже legal-норм. Такая пленка также повышает прочность стекла.

2. Зеркальная и металлизированная пленка. Создает эффект зеркала, отражая солнечные лучи и окружающие объекты. Обеспечивает отличную защиту от ультрафиолета и максимальную приватность, но часто вызывает вопросы у сотрудников ГИБДД из-за сильного светоотражения. Особой популярностью пользуется так называемая тонировка «Дубай» с золотистым или серебристым отливом.

Серебристая тонировка «Дубай»

Цветная зеркальная тонировка

3. Окрашенная пленка. Позволяет придать стеклам любой цвет, кардинально меняя внешний вид автомобиля. Затемнение может быть как легким, так и очень плотным.

4. Арт-тонировка (пленка с рисунком). Это полупрозрачная пленка с нанесенным орнаментом или изображением. Отличный способ выделить автомобиль и проявить индивидуальность. Рисунок может покрывать все стекло или его часть.

5. Перфорированная тонировка. Представляет собой пленку-сетку с множеством мелких отверстий. Часто используется для нанесения рекламных изображений, так как не ухудшает обзор снаружи. Легко клеится благодаря перфорации.

6. Силиконовая пленка. Держится на стекле за счет сил адгезии силикона, без использования клея. Главное преимущество — ее можно очень быстро и легко снять, не оставляя следов.

Основные типы автомобильной тонировки: плюсы и минусы

Тонирование напылением (зеркальная):
Плюсы: высокая стойкость к повреждениям, эффективная защита, привлекательный вид.
Минусы: дороговизна, невозможность демонтажа, качественное нанесение только в заводских условиях.

Тонировочная пленка:
Плюсы: низкая стоимость, простота монтажа и демонтажа.
Минусы: недолговечность, риск ухудшения обзора при низком качестве, подверженность царапинам.

Электронная тонировка:
Плюсы: автоматическая регулировка прозрачности, легальность, высокая эффективность.
Минусы: очень высокая цена, малоизученность в долгосрочной перспективе, сложность монтажа и ремонта.

Съемная тонировка (на пластиковой подложке):
Плюсы: можно быстро снять перед проверкой, невысокая цена, простая установка.
Минусы: необходимость постоянно снимать/устанавливать, возможные проблемы с законом, если ее забыть снять.

Большинство автовладельцев и экспертов сходятся во мнении, что оптимальным по соотношению цены, качества и простоты является использование качественной тонировочной пленки, соответствующей нормам ГОСТ.

Самые популярные варианты

В бюджетном сегменте лидером популярности остается силиконовая пленка благодаря своей доступности, легкости в обращении и большому выбору.

Также очень распространена заводская атермальная тонировка, которой оснащается около половины новых автомобилей. Она защищает салон без нарушения норм светопропускания.

Среди брендов особым доверием пользуются пленки американского производства, такие как LLumar, SunTech и SolarGuard, известные своим качеством и долговечностью.

Как выбрать тонировку для своего авто?

Выбор тонировки начинается с определения цели. Нужна ли privacy-защита для салона (тогда акцент на боковые стекла) или защита от солнца (лобовое стекло)? Также тонировка — это элемент тюнинга, поэтому важно, чтобы она гармонировала с цветом кузова. Например, металлизированные пленки лучше смотрятся на темных автомобилях.

Перед принятием решения полезно изучить фотографии уже тонированных машин в интернете. Также важно выбрать надежного установщика. Стоимость услуги варьируется: тонировка по ГОСТу обойдется в несколько тысяч рублей, а более сложные или темные варианты будут дороже.

Влияет ли тонировка на камеру заднего вида?

Практика показывает, что качественная тонировка заднего стекла, как правило, не ухудшает изображение с камеры заднего вида, даже в темное время суток. Это подтверждают многочисленные отзывы автовладельцев. Однако для полной уверенности лучше выбирать камеры с хорошей светочувствительностью и не злоупотреблять сильным затемнением заднего стекла.

Штрафы за нарушение правил тонировки

На текущий момент (до изменений) штраф за тонировку, не соответствующую нормам, регулируется частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ:

  • Первичное нарушение — штраф 500 рублей.
  • Повторное нарушение — штраф 1000 рублей.

НО УЖЕ С 2021 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ УЖЕСТОЧИТЬ ПРАВИЛА: ПРИ ПЕРВОМ ФАКТЕ НАРУШЕНИЯ НА АВТОВЛАДЕЛЬЦА НАЛОЖАТ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ В РАЗМЕРЕ 1500 РУБЛЕЙ.

Если после штрафа нарушение не устранено, повторный штраф может составить 5000 рублей. Кроме того, при повторной фиксации нарушения суд может лишить права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев.

Также обсуждается норма, согласно которой при выявлении нарушения инспектор может потребовать снять тонировку на месте, а в случае отказа — отправить автомобиль на штрафстоянку. Соответствующие поправки в КоАП уже одобрены комитетом Госдумы.

Итоговая таблица штрафов:

  • На данный момент: первый штраф — 500 руб., повторный — 1000 руб.
  • По новому закону (планируется): первый штраф — 1500 руб., повторный — 5000 руб. + возможное лишение прав.

Также стоит помнить, что если тонировка полностью скрывает обязательный знак «Шипы» на заднем стекле, инспектор может составить протокол за «иные нарушения».

Итоги и рекомендации

Подводя итог, можно сказать, что для большинства автовладельцев в России оптимальным выбором остается качественная тонировочная пленка, соответствующая ГОСТ 32565-2013 (70% светопропускания для всех стекол). При выборе не стоит гнаться за чрезмерной экономией — дешевая пленка быстро придет в негодность и может создать аварийную ситуацию на дороге. Руководствуясь этой информацией, вы сможете сделать осознанный и правильный выбор, который повысит комфорт и сохранит ваш бюджет от неожиданных штрафов.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПРОЧИТАННУЮ СТАТЬЮ!

#тонировка автомобиля #ТОНИРОВКА #тонировка стекол #АВТОТОНИРОВКА #МАЛЯРКА АВТО #тюнинг автомобиля

Интересное еще здесь: Обзоры.

Тонирование стекол автомобиля!.