Вид этого автомобиля или даже просто слово «Запорожец» способны вызвать мощную волну ностальгии у целого поколения. Для многих он ассоциируется с ушедшей эпохой, когда, как кажется, всё было проще и надёжнее. Сегодня мы поговорим не столько о времени, сколько о его легендарном четырёхколёсном символе — автомобиле ЗАЗ-968М.
История создания и эволюция модели
История этого народного автомобиля началась в далёком 1971 году, а последние экземпляры сошли с конвейера Запорожского автомобильного завода уже в новой реальности — в 1994 году. За более чем два десятилетия модель прошла через несколько модификаций: базовый 968, затем 968А и, наконец, 968М. Основные изменения касались не радикальных нововведений, а скорее планомерного устранения недостатков предшественников и удешевления конструкции. Цель была ясна: сделать автомобиль максимально доступным для советского человека.
Феномен популярности и народная любовь
«Запорожец» всегда был окружён ореолом противоречий, ироничных шуток и даже насмешек. Несмотря на это, в условиях СССР он пользовался огромной популярностью. Главным козырем была его рекордно низкая цена. Именно благодаря ей тысячи советских семей впервые смогли обзавестись личным транспортом, что для многих было сродни исполнению мечты. Пусть автомобиль был простым, но он давал свободу передвижения, за что его владельцы были искренне благодарны.
Особенности конструкции и эксплуатации: палка о двух концах
Опыт владения «Запорожцем» можно охарактеризовать как крайне противоречивый. С одной стороны, невероятная простота конструкции делала его ремонтопригодным практически в полевых условиях. С другой — владельцам приходилось мириться с почти полным отсутствием комфорта и довольно частыми поломками. В народе даже ходила поговорка: «день катаешься — неделю ремонтируешь», которая довольно точно отражала суть повседневной эксплуатации.
Интерьер оставлял желать лучшего: сиденья, позаимствованные у «Жигулей» ВАЗ-2101, не отличались эргономикой. Педальный узел был смещён вправо из-за расположения рулевой колонки, а багажник, как и у некоторых спорткаров, находился спереди. Но главные особенности скрывались в технической части.
Технические нюансы: двигатель, охлаждение и «пылесос»
Сердцем автомобиля был V-образный четырёхцилиндровый двигатель, расположенный сзади. Его системой охлаждения был обычный воздушный обдув, что в условиях летней жары часто приводило к перегревам. Кроме того, воздухозаборники, особенно на более ранней модели 966, имели характерные «уши», которые работали как пылесос, затягивая в подкапотное пространство пыль, пух и даже случайный мусор с дороги. Шутки о том, что брошенный окурок мог вернуться в салон, имели под собой вполне реальную основу.
Неожиданные преимущества: проходимость
Несмотря на все недостатки, у ЗАЗ-968М было одно неоспоримое достоинство — отличная для своего класса проходимость. Заднее расположение двигателя обеспечивало хорошую нагрузку на ведущую ось, благодаря чему автомобиль уверенно чувствовал себя на размокшем грунте или снегу. Как показали практические испытания, застрять на нём было сложно, а если это и случалось, то выехать обратно не составляло большого труда.
Главной проблемой в таких условиях оставался риск перегрева. Двигатель, работающий на высоких оборотах в тяжёлых условиях, быстро нагревался. Как известно из законов физики, при сильном нагреве поршни расширяются и могут «заклинить» в цилиндрах. В таких случаях приходилось просто ждать, пока мотор остынет, чтобы продолжить путь. С жидкостной системой охлаждения таких проблем было бы меньше, но «Запорожец» был верен своей концепции простоты до конца.
Эпилог: судьба одного конкретного экземпляра
В заключение стоит сказать, что век этого конкретного автомобиля, как и всей модели в целом, подошёл к концу. Подобным машинам сегодня место либо в музее, как памятникам эпохи, либо на переработке. Мы, не будучи музеем, выбрали второй путь. Вскоре будет подготовлен материал о том, как проходит утилизация «Запорожца», сколько можно выручить от сдачи его в металлолом и каков реальный экономический итог этого процесса. Видеоотчёт об этом можно будет найти в наших социальных сетях.
Спасибо, что прочитали эту историю об автомобиле, который стал частью жизни миллионов людей и символом целой страны. До новых встреч!
Интересное еще здесь: Обзоры.
Заз 968м. Ушедшее авто, которое ушло вместе с эпохой..

