Расстояние от Минска до Иркутска огромно — около пяти тысяч километров по прямой. Если перевести его в понятные единицы, то получится примерно следующее:
Путешествие на самолете займет около 16 часов с учетом пересадки.
Поездка на поезде растянется на четверо суток.
На автомобиле, с остановками на ночлег, дорога займет от пяти до семи дней.
А вот время в пути автостопом предсказать невозможно — всё зависит от удачи и обстоятельств.
Если первые три варианта можно четко спланировать, зная бюджет и сроки, то автостоп — это всегда авантюра и личный опыт. Именно об одном таком удивительном случае я и хочу рассказать.
Жизнь у Байкала: главный бонус
Живя в Иркутске, иногда хочется пожаловаться на суровый климат или удаленность от центра, но есть один неоспоримый и огромный плюс — близость к легендарному Байкалу. Практически каждый местный житель хотя бы раз в год наведывается к священному озеру, особенно в летние месяцы.
На карте я отметила четыре основных направления, по которым обычно едут к Байкалу на машине.
Самый короткий и популярный у приезжих маршрут ведет из Иркутска по Байкальскому тракту в поселок Листвянка. Это место, где берет начало единственная река, вытекающая из Байкала — Ангара. Дальше из Листвянки можно двигаться только пешком или по воде. Поскольку за один визит там можно увидеть всё, для нас, иркутян, это направление скорее для короткой вылазки на пикник, чем для полноценного путешествия «на Байкал».
Традиционный августовский вояж на Ольхон
Начало августа 2019 года. Наша семья, следуя доброй традиции, отправляется на остров Ольхон — самый крупный остров на Байкале.
Ольхон обладает особой магией, туда хочется возвращаться снова и снова, и он никогда не надоедает.
Мы выезжаем из города затемно, в 4-5 утра, чтобы преодолеть 300 километров и не попасть в многокилометровую очередь на переправе.
Обычно курсирует два-три парома по расписанию, и ожидание на берегу занимает пару часов. Но если один из паромов ломается или идет пик сезона, будьте готовы к очереди машин длиной в несколько километров и многочасовому ожиданию с термосами и бутербродами. Больше везет тем, кто приехал не на личном авто, а на маршрутке — их перевозят вне очереди.
Мы едем, как всегда, подготовившись: в теплых куртках и шапках, но с купальниками в сумке и непоколебимой верой в то, что погода смилостивится и позволит позагорать и искупаться.
Помню, как дочь спрашивала меня посреди зимы:
— Мама, когда мы уже поедем на море?
— На какое море?
— Ну, на холодное море. Где деревянный дом, папа катает на лодке, и мы у костра с Владой (это дочка моей подруги и лучшая подружка Жени).
— А на теплое море не хочешь?
— Нуу… хочу, но лучше на холодное.
Большинство туристов останавливается в самом крупном поселке острова — Хужире, с его развитой инфраструктурой и большим песчаным пляжем.
От парома до поселка можно доехать по пыльной гравийной дороге, которую местные называют «стиральная доска» из-за постоянной тряски. Эта главная дорога тянется по степи, а параллельно ей — множество накатанных троп, которые водители нарезают в тщетной надежде найти участок полегче.
Даже если приезжаешь на Ольхон в сотый раз, каждые пять минут хочется остановиться, выйти из машины, осмотреться, сделать фото, впитать эти виды и поделиться впечатлениями.
Небо здесь меняется каждые пять минут: вот облака похожи на вату, которую аккуратно разрыхлила чья-то невидимая гигантская рука; вот небо из нежно-голубого становится насыщенно-синим; вот облака темнеют, накрапывает мелкий дождь, и неизвестно, перерастет ли он в ливень или через полчаса снова будет ясно и солнечно.
После каждой поездки остаются сотни фотографий, но, пересматривая их, понимаешь, что ни одна не передаст и тысячной доли тех ощущений, что испытываешь здесь, на месте.
Вот так всегда, когда речь заходит о Байкале: пытаешься рассказать суть, но не можешь обойтись без лирических отступлений.
Но вернемся к нашей истории.
Вглубь острова: дороги и правила
Чем дальше от цивилизации, тем интереснее, но и дороги становятся хуже.
Важно помнить, что весь остров — это территория Прибайкальского национального парка. Нужно заранее приобрести разрешение на посещение (стоимость, если память не изменяет, около 500-600 рублей за машину и двух пассажиров на три дня), чтобы позже предъявить его на пропускном пункте.
Интересное: Безопасное путешествие на автодоме? Симуляция столконовения показала ужасные последствия.
Мы приехали на три дня и остановились не в поселке, а на маленькой уютной турбазе подальше. Она состояла из пяти юрт для гостей, отдельного благоустроенного блока с душевыми и туалетами и общей столовой, где хозяева кормили нас вкусными завтраками и обедами.
Рискованная поездка и неожиданная встреча
Первый день выдался холодным и дождливым. На второй мы всё же решили рискнуть и поехать вглубь острова, хотя сомневались из-за раскисших лесных дорог. Преодолев самые сложные участки, где ямы чередовались с кочками от корней деревьев, я несколько раз пропищала: «Божечки, а может, обратно?» и «Давай аккуратнее!». В итоге прикусила язык, в прямом и переносном смысле, ведь это я настояла на этой поездке. Муж лишь кивнул на лихо пронесшийся мимо уазик: «Вот видишь, вот это — „везти неаккуратно“».
Местные водители возят туристов (в те, допандемийные времена, в основном китайских) на экскурсии по всему острову на «буханках». Один вид этих машин заставляет сжаться и мысленно надеть воротник Шанца. А в окне мелькали побледневшие лица пассажиров.
Наконец мы выехали в чистое поле, зажмурившись от яркого солнца после лесного полумрака, и с облегчением выдохнули. С надеждой успеть доехать до края острова, мыса Хобой, и вернуться до темноты, продолжили путь по почти безлюдной дороге.
И вдруг увидели двух человек с огромными рюкзаками за спинами. Сомнений, стоит ли остановиться, не было — пеших путников здесь встречаешь нечасто. Мы притормозили.
Ребята забрались в салон, и сразу же в воздухе распространился давно забытый аромат копченого сала, напомнивший мне детство и копку картошки всем семейством в дальнем поле. С первых же слов стало ясно, что перед нами белорусы, которые, как и мы, направлялись к крайней точке Ольхона — мысу Хобой.
Продолжение следует.
Ваш лайк и подписка мотивируют автора к продолжению работы
Интересное еще здесь: Обзоры.
Путешествие автостопом из Беларуси на Байкал.

