Тема так называемых «экспертов», которые сопровождают покупателей при выборе подержанного автомобиля, давно вызывает раздражение у профессионалов. К сожалению, правила не позволяют выражаться крепче, хотя накипевших эмоций по этому поводу предостаточно.
В работе любого опытного продавца или перекупщика регулярно встречаются клиенты, которые приходят в сопровождении «специалистов». Эти люди часто обладают обширными, но поверхностными знаниями об автомобилях, а их самоуверенность и дедуктивный метод, достойный Шерлока Холмса, позволяют им по одному сколу на бампере воссоздать всю «ужасную» историю жизни машины.
Эта проблема давно требовала публичного обсуждения. Толчком к написанию статьи стало видео одного авто-«блогера». В нём компания двух друзей-«экспертов» уже который месяц безуспешно ищет «идеальную» Ниву, что само по себе красноречиво. Видео прилагается — можете оценить сами, впечатления гарантированы.
Типичные сценарии: когда помощник становится проблемой
Естественно, не каждый покупатель обязан разбираться в технических тонкостях. Достаточно знать основы: как заправиться и долить жидкость в омыватель. При выборе машины часто привлекают друзей или родственников, которые действительно понимают в авто. С такими помощниками работать — одно удовольствие.
Однако есть и другая категория — «эксперты», получившие знания из популярных видео-обзоров. Они «точно знают», где машина билась, как и чем её красили, и определяют толщину шпаклёвки буквально на слух.
Типичные ошибки дилетантской «экспертизы»
1. Фантазии о скрученном пробеге
«Эксперт» открывает дверь, бросает взгляд на салон и выносит вердикт: «Пробег смотан на 150 тысяч!». И люди верят, упуская хорошие варианты.
Интересное: Автоэксперты скажите что то умное про фото?.
Возьмём, к примеру, Hyundai Solaris. В нём используются не самые износостойкие материалы: руль и пластик могут начать стираться уже к 80 тысячам км — это нормальный процесс эксплуатации. То же самое с водительским сиденьем: его состояние зависит от комплекции и гардероба владельца (например, металлическая фурнитура на джинсах). Каждая машина живёт своей жизнью, но «эксперт» игнорирует этот факт, делая выводы по одному-двум признакам. Видимо, его велосипед с пробегом в 180 тысяч км выглядит как новенький.2. Предубеждение: «Автосалон = обман»
Некоторые покупатели и их советники заранее настроены против салонов, считая, что там:
- Завышают цены;
- Продают битый или перевёрнутый хлам;
- Обманывают клиентов;
- Могут оставить без денег.
Посмотрев машину с такими мыслями, они обычно уходят. Однако реальность иная:
- Цены формируются рынком и зависят от состояния авто. Продать заведомо переоценённую машину практически невозможно.
- В большинстве салонов менеджеры открыто сообщают о покрашенных элементах, если их об этом спросить.
- Салон несёт юридическую ответственность перед покупателем, чего часто не понимают сами клиенты.
3. Мания поиска «битого» автомобиля
Порой «эксперту» достаточно одного взгляда, чтобы «увидеть» в истории машины несколько переворотов. Этот пункт вытекает из общего недоверия к салонам. Даже когда толщиномер подтверждает заводскую покраску, в ответ можно получить лишь недоверчивый взгляд и фразу: «Ясно, ещё поищем». Людей смущают сколы, царапины или треснувшее стекло на 10-летнем авто в оригинальном лаке. Возникает парадокс: они хотят одновременно и родную краску, и идеальное состояние, как у нового. Поиски «идеального» автомобиля затягиваются на месяцы, и не ясно, благодарить ли такого «помощника» или показать ему на дверь.
Заключение
Цель статьи — не оправдать все автосалоны (честные среди них, увы, не все), а призвать к здравому смыслу. Выбирайте автомобиль с умом. Обращайтесь к профессиональным подборщикам, которые обладают опытом, оборудованием (тем же толщиномером) и доступом к базам данных. Они оценивают машину комплексно, а не по отдельным приметам. Не доверяйте слепо соседу-«эксперту» и не рубите с плеча, основываясь на его поверхностных суждениях.
Интересное еще здесь: Обзоры.
