Вместо предисловия
Пришла идея написать небольшую серию статей про обслуживание наших ведер где будет обсуждаться какой-то элемент автомобиля, в данной записи речь пойдет о двигателе. Статьи об особенностях обслуживания. Это будет интересно таким же вазоводом как я, владельцам старых машин, которые долгие годы ездят на своём коне и не хотят его менять. Поддержание старого автомобиля требует особенных знаний и опыта, а в народе сейчас вообще нередко царствуют какие-то мифы и представления о данном вопросе из советской эпохи (видимо от деда к отцу передали), что приводит только в печальным последствиям.
Мне завалили личку владельцы 1zz с масложором. Проблема у всех одинаковая. Исследование всех случаев и опыт ремонта привели к выводам как сделать так чтобы никогда не знать проблем с масложороми значительно увеличить пробег мотора до ремонта.И мне надоело каждому персонально читать эту лекцию, напишу сразу мануал тут.
Итак, поехали!
С чего всё началось
Большую часть времени мне доводится заниматься моторным ремеслом — произвожу капитальный ремонт ДВС (ну и подготовку к форсировке, конечно). И, к удивлению людей, даю гарантию что в течение всего срока службы, мотор не будет расходовать масло от замены до замены и что этот срок службы до следующей капиталки будет ещё больше чем мотор проехал сейчас на капремонт. *При условии правильного обслуживания.
Например. Большая часть 1zz двигателей нуждается в кап ремонте уже к 250-300ткм. К этому времени они жрут масло как не в себя и это является причиной визита в мастерскую.
И вот мы подходим к главному. Если бы владельцы правильно обслуживали моторы то пробег того же 1zz без расхода масла достигал 500ткм до кап ремонта! (реальный случай у меня в мастерской)
Шокирующая некоторых информация, противоречащая мифам про одноразовый ненадежный неремонтопригодный ZZ. Кстати, разнос этого мифа будет в БЖ селики looks fast на следующей неделе, без подбора выражений, не пропустите! Пройдемся по рукожопым мастерам и диванным экспердам.
Снежный ком
Про основную причину масложора подробно было рассказано в прошлой записи. Но это не единственная проблема которая обнаруживается при вскрытии мотора, иначе было бы всё очень просто. В большинстве случаев там уже целый "букет" и всё запущено.
Помимо залегших колец присутствуют:
— глубокие задиры на цилиндрах
— прогоревшие выпускные и ВПУСКНЫЕ клапана
— и как следствие предыдущего пункта проблемы с сёдлами
Все это приводит к шумной/неровной работе двигателя, из-за разной компрессии в цилиндрах.
Полный размер
Полный размер
Полный размер
А всё начинается с малого. Владелец не произвел должное обслуживание, когда ещё нет никаких проблем. Потом появляется небольшой расход масла, но это не принимается во внимание и ничего не делается по этом поводу. Далее небольшой расход масла уносит с собой весь двигатель, а ведровода приводит в сервис (где вообще не факт что помогут квалифицированно. Сколько мне приходится ремонтировать моторов после "капиталок" придорожных сервисов уже со счета сбился, запилю пост с иллюстрациями может)
К главному
Причина многих бед с двигателем, приводящих его в крупный ремонт — нагар и отложения в камере сгорания.
Полный размер
Цилиндры мотора подобны печи, где для горения в топку подкидываются дровишки или любое другое топливо. Как и в случае с печкой, где после сгорания дров от них остаются зольные отложения, которые надо вынимать, так и в ДВС при сгорании бензина и частиц масла образуется нагар, оседающий на всех частях камеры сгорания и поршне. И вот тут кроется основная причина всех проблем. Выниманием этого нагара мало кто озадачивается. Вспоминают про "раскоксовку" и "димекисид" тогда когда уже "поздно пить боржоми".
Механизм действия таков.
Первая фаза
Все начинается когда накопившиеся отложения чуть прихватывают маслосъемные кольца и удаление масла со стенок цилиндров происходит не полностью. И тогда к нагару, который остается после горения бензина, прибавляется более тяжелый нагар от масла. Это та фаза когда всё ещё можно исправить без потерь (как — расскажу ниже).
Полный размер
После того как пропущена эта первая "вспышка", проблемы начинают усугубляться стремительно. На этой фазе мотор уже расходует от 0.5л до 1л "от замены до замены".
Вторая фаза
Нагар уже осел в таких количествах что его можно чистить скребком. Имеет весьма твердую структуру и иногда отслаивается в процессе работы ДВС. Кусочки этого шлака попадают в зазор поршень-цилиндр и, застревая там, наносят глубокие задиры цилиндру. Из этого задира масло не может удаляться кольцами (которые к этому моменту уже прихвачены намертво) и расход масла уже составляет до 1л на 1000км. На этой фазе добавляются проблемы с форсунками (ниже объясню механизм, отдельный пункт) и масложор уже увеличивается в геометрической прогрессии.
Полный размер
Полный размер
Исправление проблемы без вскрытия ещё возможно, но 100% результата не будет. В лучшем случае все придет к фазе 1.
Третья фаза
Самая последняя для мотора. Нагара уже так много что ему просто уже негде откладываться и он постоянно летит во впуск и выпуск, оседая на фасках клапанов. Как следствие, клапаны не могут герметично запереть КС и прогорают. В результате нестабильный холостой ход, высокий расход топлива (не оптимальная смесь), тряска мотора (разброс компрессии), звук дизеления (негерметичность клапанов), ощутимая потеря тяги…
Полный размер
Полный размер
Расход масла 1л на 100-1000км. Эксплуатация такого трупа просто экономически становится тяжеловата. На этой фазе также присутствует сизый дым из выхлопной трубы. Никакими "супротеками" это уже не вылечить.
Причем тут форсунки и масложор?
Многие удивлятся тому как связан масложор и топливные форсунки. Рассказываю.
Помимо того что топливная система сама по себе копит засор через топливо так ещё добавляется и то что конструкцией любого мотора предусмотрено ускоренное загрязнение инжектора снаружи.
В VVTi и других современных моторах топливные форсунки склонны к быстрому загрязнению продуктами горения из камер сгорания. Происходит это в режиме Internal EGR, когда система VVTi (и другие с фазовращалкой) отправляет часть выхлопных газов во впускной коллектор на повторный дожиг. Именно этим нагаром загрязнена дроссельня заслонка с обратной стороны, КХХ, впускные клапана и… распылители топливных форсунок!
Как результат — форсунка вместо мелкодисперсного факела топлива распыляет более крупные капельки, которые хуже смешиваются с воздухом, оседают на стенках цилиндров (смывая масляную пленку, тем самым ускоряя износ ЦПГ), клапанах. Смесь готовится неправильно, "стреляет" не четко в направлении клапанов.
Лямбда начинает реагировать на неадекватный составь смеси, думая что там всё хорошо, поскольку априори ожидает правильный распыл.
Ситуация начинает усугубляться. + сама лямбда если уже потеряла точность то ведет это всё к ещё большим проблемам.
Интересное: Своевременное качественное техническое обслуживание — сохранит Ваши финансы..
Производитель рекомендует менять лямбду раз в 100.000 км.Чем в данном случае плохи проблемы со смесью? Тем что богатая и бедная смесь дают значительно большее количество отложений и всё катится по нарастающей.
Как правильно обслуживать ДВС
Опрос людей показал что 99% думают что достаточно менять масло с фильтрами и это и есть обслуживание двигателя. Вроде бы да, это очевидно. Но это прямая дорога к двукратному сокращению срока службы двигателя. Данные процедуры только обеспечивают его работоспособность, но никак не профилактику неизбежных проблем. А накопление нагара — неизбежный естественный процесс, подобной сжиганию дров в печи. Поэтому удаление продуктов горения из КС и форсунок является важным моментом, который большинство людей не делает. В результате у сервисов много работы от владельцев моторов в 3 фазе.
Допустим у вас новый автомобиль мечты и вы собираетесь владеть им 10+ лет или мотор после качественного капремонта, который строили для себя на долгие годы. Что делать для удаления образующихся отложений?
Инжектор
Начнем с самого простого. Здоровье инжекторной системы очень сильно зависит от качества работы топливной форсунки. Чтобы они всегда работали корректно необходимо:
— регулярно менять топливный фильтр, строго по мануалу. Для России Toyota рекомендует срок 20.000км либо 2 года, смотря что наступит раньше.
— с заменой фильтра проводить чистку инжектора, без съёма с двигателя. (чистка со съемом только в случае когда у форсунок очень большой пробег и нет уверенности что льют равномерно и правильно)
В качестве очистителя инжектора я использую очень хорошо зарекомендовавшее себя средство с раскоксовывающим эффектом. Эффективно очищает форсунку как изнутри, так и область распылителя. Бонусом чистится впускной клапан и камера сгорания. Нагар разжижается и, сгорая, легко удаляется с выхлопными газами. А эффект замачивания ещё и колечки немного отпускает.
100% всех отзывов после этой процедуры — машина поехала ощутимо бодрее и расход упал с 12-13л до 9л, мотор стал работать ровнее и тише. По понятным причинам. Компрессия возросла и выровнялась, распыл стал качественный -> более полное и качественное горение смеси.
Лично я делаю промывку инжектора каждый год в мае. Причины 2.
1) Очень много коротких поездок по городу и пробок. Это те самые режимы где Internal EGR трудится на полную.
2) Зимой много прогревов и холостого хода (самые вредные режимы для ДВС в плане загрязнения). В режиме прогрева смесь крайне богатая, по составу сравнима как будто мы жмем газ в пол (AFR ~12), но при этом никакой продувки в КС нет. А при низкой температуре впускного воздуха смешиваемость топлива с воздухом хуже. Всё это ведет к повышенным отложениям.
ЦПГ
Извлечь нагар из области колец возможно только раскоксовкой.
Почему-то в головах многих это средство ассоциируется с чем-то не тем чем это является на самом деле. Многие думают что это какая-то ерунда и говорят "не мешай машине работать", но это всё не от большого ума (непонимание процессов происходящих в двс). Либо другая крайность — мотор уже в 3 фазе и тут люди думают что раскоксовка его починит. Нет, это профилактическое средство, в первую очередь!
Использую много лет уже одно средство и результат всегда отличный! Были случаи когда из расхода 1л на 1000км получалось сделать 0.5л от замены до замены. Достигается путем раскоксовки каждые 2-3ткм около 3х раз вподряд.
100% отзывов после раскоксовски, выполненной правильно и правильным средством — машина поехала ощутимо лучше, расход масла упал, двигатель стал работать ровнее (компрессия подровнялась).
Многократно вскрывал моторы и после димексида, и после разных раскоксовок. Однозначно это отличный и единственный способ растворять и удалять нагар, ребята из лабораторий не зря свой хлеб едят.
Полностью отпускает колечки, пробивает маслоотводящие отверстия в поршнях. А после димексида вскрывал мотор не так давно (человек приехал с драйва, прочитав мои записи) так там вообще весь мотор сиял как будто его только что собрали. Но поскольку димексидил его человек будучи в 2-3 фазе — жор масла никуда не делся. Износ…
Но всё это работает только когда мотор ещё не далее чем на фазе 1-2. Когда он уже труп то не мучайтесь с жижками, поздно. Его хорошо отмоет и растворит, но износ и задиры никуда не денутся.
Периодичность проведения данной процедуры, по моим наблюдениям, на основании опыта работы, составляет ~25.000км, для того чтобы поддерживать внутренности мотора чистыми. Разумеется всё это при условии что масло меняется не реже чем раз в 5-8ткм (помните — грязное, переезженное масло с большой охотой превращается в отложения как в полостях так и в КС). На больший пробег большинство недорогих современных масел не способны. Да, есть те которые и 10к отходят, но это при условии немалой части пробега по трассе. *Кстати, всё же работу масла корректнее измерять в моточасах.
Вот примеры того когда масло меняется вовремя и когда перекатывается.
Этот мотор обслуживали плохо, масло менять иногда "забывали", ездила девочка, одним словом.
Полный размер
Полный размер
При пробеге около 200.000км масло улетало от замены до замены почти канистра.
А вот этот мотор приехал на плановую замену ГРМ на пробеге в 200.000+ км. Владелец тщательно следил за машиной и делал все необходимые процедуры.
Полный размер
Расхода от замены до замены не наблюдалось, полости двигателя чистые, что говорит о том что масло менялось вовремя и заливалось качественное. Вроде бы моторы одинаковые, а результат совсем другой.
ИТОГ
Два простых действия, выполненных вовремя, помогают значительно продлить жизнь вашему мотору.
— Промывка инжектора раз в 20.000-30.000 км с заменой топливного фильтра.
— Раскоксовка раз в 25.000-30.000 км. + Использование качественных промывочных масел только улучшают эффект.
____________________________________
Задавайте вопросы, делитесь своим опытом. Очень часто самое интересно как раз происходит в комментах, поэтому жду ваши.
ЗЫ производителя химии не указываю, чтоб без рекламы брендов.
Интересное еще здесь: Обзоры.