Многие недостатки легендарного «Запорожца» были обусловлены не столько конструкцией, сколько особенностями его запуска в производство и отношением владельцев. Производство автомобиля началось без налаженной системы снабжения запчастями и сервисного обслуживания, из-за чего в первые годы найти детали или отремонтировать машину было крайне сложно. Частая проблема с перегревом двигателя часто возникала по вине самих автовладельцев, которые не учитывали, что мотор имеет воздушное охлаждение, и пренебрегали его регулярной очисткой от грязи.
Неоспоримые достоинства: ремонтопригодность и проходимость
При этом даже скептики отмечали выдающуюся ремонтопригодность ЗАЗ-965. Прочный кузов позволял обходиться без смотровой ямы: для доступа к коробке передач и другим узлам автомобиль с помощью домкрата или даже вручную укладывали на бок на подготовленные покрышки.
Еще одним ключевым преимуществом была феноменальная проходимость. Почти плоское днище, хорошая загрузка ведущих задних колес и отсутствие выступающих элементов превращали «горбатого» в мини-вездеход. Автомобиль мог преодолевать даже крутые подъемы, хотя для этого иногда приходилось двигаться задним ходом.
Главная миссия: автомобиль для инвалидов
Но самым важным достоинством ЗАЗ-965, перевешивающим многие недостатки, стала его социальная роль. Это был первый в СССР автомобиль, специально сконструированный с учетом нужд людей с ограниченными возможностями. Он предлагал несравненно больший комфорт по сравнению с существовавшими тогда мотоколясками СМЗ, открывая новую степень мобильности.
Для удобства посадки двери автомобиля открывались против хода движения. Однако эта инженерная находка имела и обратную сторону: при обрыве ограничительного ремешка дверь могла сильно повредить кузов.
Интересное еще здесь: Обзоры.
ЗАЗ-965 – за что любили и не любили этого малыша советские автолюбители?.