Легендарный двигатель Toyota 4A-GE Silver Top: история, эволюция и тюнинг

Приветствую, уважаемый читатель! Давайте сразу к делу. Когда речь заходит о Toyota и словосочетании «Silver Top», в памяти моментально всплывает образ того самого двигателя, что изображен на главной картинке. Но вот вопрос: сколько всего было поколений этого мотора и к какому из них относится привычный нам «Серебряный»? Сразу ответить сможет не каждый. Давайте разберемся вместе, и я подробно расскажу вам о том самом серебре, что рычит под капотом легендарных автомобилей.

Начало легенды: серия А

Разработка бензиновых двигателей серии А компанией Toyota стартовала в 1970 году. Все представители этого семейства — рядные четырехцилиндровые агрегаты объемом от 1.3 до 1.8 литра. Конструкция включала литой чугунный блок цилиндров и алюминиевую головку блока. Серия А пришла на смену устаревшим рядным «четверкам» семейства К, которые, что удивительно, выпускались аж до 2007 года. А в 1983 году мир увидел 4A-GE — первый четырехцилиндровый двигатель Toyota с двумя распредвалами (DOHC). Его производство в различных модификациях продолжалось до 1998 года.

Буквы «GE» в индексе означают «Gasoline engine with Electronic fuel injection» — бензиновый двигатель с электронным впрыском топлива и двумя распредвалами. Алюминиевая головка блока была разработана при участии инженеров Yamaha и производилась на заводе Toyota в Шимояме. Сразу после появления 4A-GE завоевал бешеную популярность у тюнеров, пережил пять серьезных модернизаций. И даже после снятия с производства для него выпускаются запчасти, что говорит о живом интересе энтузиастов.

Эволюция поколений: от 16 до 20 клапанов

Первое поколение (1983-1987) пришло на смену популярному в 80-х двигателю 2T-G.

Мощность составляла 112 л.с. для рынка США и 128 л.с. для Японии. Разница была в системе впуска: американская версия с датчиком массового расхода воздуха (MAF) была экологичнее, но немного слабее. Ключевой особенностью стала конструкция ГБЦ с углом между клапанами в 50°, что давало отличную отдачу на высоких оборотах, но «проседало» на низах. Для решения этой проблемы была создана система T-VIS.

T-VIS (Toyota Variable Induction System) — система изменения геометрии впускного коллектора. На каждом цилиндре было по два впускных канала, один из которых перекрывался заслонкой на низких оборотах (до ~4200 об/мин). Это увеличивало скорость воздушного потока и улучшало наполнение цилиндров, повышая крутящий момент. На высоких оборотах оба канала открывались, обеспечивая максимальный поток воздуха для пиковой мощности.

Управлялась система вакуумным приводом по команде от блока управления двигателем (ECU). На доработанных моторах момент открытия второго канала часто корректировали для получения оптимальной отдачи.

Интересное: 4 Надёжнейших Японских внедорожника с пробегом.До 350 т.р.

Второе поколение (1987-1989) получило усиленный коленвал с увеличенными шейками и дополнительными ребрами жесткости на блоке. Система T-VIS сохранилась.

Третье поколение, «Red Top» (1989-1991). Инженеры отказались от T-VIS, уменьшив размеры впускных каналов («Small Port»). Для повышения надежности были усилены поршни (пальцы 20 мм вместо 18 мм) и добавлены масляные форсунки для охлаждения поршней. Чтобы компенсировать потерю момента, степень сжатия подняли с 9.4 до 10.3. Красная надпись на серебристой крышке клапанов дала поколению прозвище «Redtop».

Вершина эволюции: Silver Top

И вот мы подошли к кульминации — четвертому поколению (1991-1995), тому самому «Silver Top».

Главное новшество — переход на 5 клапанов на цилиндр (3 впускных, 2 выпускных), что позволило значительно улучшить газообмен.

Была внедрена система изменения фаз газораспределения VVT-i на впуске, которая оптимизировала работу мотора на всех оборотах. Степень сжатия повысили до 10.5. Серебристая крышка клапанов с хромированными буквами завершила образ. Мощность этого 20-клапанного мотора достигла 160 л.с. при 7400 об/мин.

Благодаря удачной конструкции, «Silver Top» остается популярным даже спустя десятилетия после окончания выпуска. Доступность запчастей делает его ремонт и тюнинг вполне реальной задачей. Энтузиасты умудряются поднимать мощность 16-клапанных версий со штатных 128 л.с. до 240! Для этого шлифуются каналы ГБЦ, устанавливаются спортивные распредвалы, меняется впуск и выпуск, повышается степень сжатия и перепрошивается ЭБУ.

Перечень модификаций 4A-GE

  1. 4A-GE Gen 1 «Big Port» (1983-1987): ГБЦ с большими каналами, впускной коллектор T-VIS. Степень сжатия 9.4, мощность 112-124 л.с.
  2. 4A-GE Gen 2 (1987-1989): Усиленная конструкция, степень сжатия 10, мощность 125 л.с.
  3. 4A-GE Gen 3 «Red Top»/«Small port» (1989-1992): Уменьшенные впускные каналы, усиленная ШПГ, степень сжатия 10.3, мощность 128 л.с.
  4. 4A-GE Gen 4 20V «Silver Top» (1991-1995): 20 клапанов (3вп/2вып), система VVT-i, 4-дроссельный впуск, степень сжатия 10.5, мощность 160 л.с.
  5. 4A-GE Gen 5 20V «Black Top» — тема для отдельной статьи.

К типичным неисправностям добавились шум распредвалов и проблемы с системой VVT-i.

Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE

Атмосферный тюнинг и чип-тюнинг

Двигатели 4A рождены для тюнинга. На его базе был создан легендарный 4A-GE TRD, выдававший 240 л.с. и раскручивавшийся до 12000 об/мин! Для начального этапа достаточно спортивных распредвалов (фаза 264), прямоточного выхлопа и настройки ЭБУ — это даст около 150 л.с. Дальнейший апгрейд включает расточку каналов ГБЦ, установку увеличенных клапанов, валов с фазой 280+, 4-дроссельного впуска и настройки на стенде. Это уже 170-180 л.с. Для получения 200+ л.с. требуется кованая поршневая, высокофазные валы (304°), сухой картер и доработка системы смазки.

Турбирование

При установке турбины первым делом понижают степень сжатия, часто устанавливая поршни от атмосферной версии. Со стандартными валами (фаза 264) и давлением наддува около 1 бара можно получить до 300 л.с. Для 400+ л.с. требуется глубокая доработка: кованые коленвал и поршневая под низкую степень сжатия (~7.5), производительный турбокомплект и давление от 1.5 бар.

Технические характеристики 4A-GE

Двигатель 4A-GE 16v

  • Объем: 1.6 л (1587 см³)
  • Мощность: 115 - 128 л.с.
  • Крутящий момент: 148 Н*м при 5800 об/мин
  • Отсечка: 7600 об/мин
  • ГРМ: DOHC
  • Система питания: электронный впрыск (MPFI)
  • Диаметр цилиндра / ход поршня: 81 мм / 77 мм
  • Ресурс до капремонта: около 500 000 км

Двигатель 4A-GE 20v (Silver Top)

  • Объем: 1.6 л
  • Мощность: 160 л.с.
  • ГРМ: DOHC с VVT-i
  • Остальные параметры аналогичны 16-клапанной версии.

Интересное еще здесь: Обзоры.

160 Вороных японских коней подкованных Серебром.