Самодельный автодом на базе Соболь 4х4: модульное решение для путешествий и хозяйства за 300 тыс. рублей

Концепция и выбор шасси

Настоящие приключения часто начинаются там, где заканчивается асфальт. Именно поэтому для строительства автодома было выбрано полноприводное шасси. Хотя участвовать в трофи-рейдах с таким домом на колесах не получится, его ключевым преимуществом стала возможность уверенно съезжать с твердого покрытия и передвигаться по плохим, но все же существующим дорогам. Дополнительным важным условием была универсальность: поскольку автор живет в деревне, требовалась возможность использовать автомобиль в хозяйственных целях. Это привело к идее модульного автодома — конструкции, которую можно снять, превратив машину в обычный грузовик. Такой подход не только повышает функциональность, но и избавляет от необходимости регистрировать изменения в конструкции ТС, так как модуль считается грузом. Путешествовать в нем во время движения, конечно, нельзя, но в этом есть и плюс: все пассажиры едут в штатной кабине, пристегнутые ремнями безопасности, а на стоянке модуль превращается в полноценный жилой дом.

Требования к модулю

К самому жилому модулю предъявлялся ряд серьезных требований, обусловленных спецификой использования:

  • Прочность: Конструкция должна была выдерживать длительные поездки по любым типам дорог, не боясь тряски и знакопеременных нагрузок.
  • Вместительность: Внутреннее пространство должно было вместить три стационарных спальных места, зоны для кухни и столовой, душевую и туалет, оружейный шкаф, системы хранения для одежды и вещей, а также резервуары для воды объемом не менее 100 литров.

Расчеты и полугодовое моделирование на бумаге показали, что для размещения всего этого необходим пол площадью минимум 3x2 метра. Поскольку пикапов с такой платформой не существует, выбор пал на бортовые автомобили.

Выбор автомобиля

Среди полноприводных бортовых машин категории «B», официально продающихся в России и подходящих для установки модуля, на момент выбора было всего пять вариантов: УАЗ Профи, ГАЗель 4х4, Соболь 4х4, Iveco Daily 4х4 и Нива ВИС. После анализа выбор пал на Соболь 4х4. Iveco оказался слишком дорогим, кузов УАЗ Профи был короче (2.5 м), у Нивы ВИС — менее 2 метров, а ГАЗель, по сути, тот же Соболь, но дороже. Решающим фактором стало появление у дилера «Луидор» удлиненного шасси «Соболь фермер 4х4» с трехметровым бортом и двухрядной кабиной, что идеально соответствовало задумке. Автор, судя по всему, стал одним из первых владельцев такой модификации.

Строительство модуля: от каркаса до обшивки

Работы начались после приобретения автомобиля в конце 2018 года. Каркас будущего модуля был сварен из 72 метров профиля 50х50х1.5 мм, его вес составил 165 кг. После доработки усилителями и закладными элементами из профиля 25х25х1.2 мм вес каркаса вырос до 235 кг. Внешние размеры модуля в сборе: высота — 330 см, внутренняя ширина — 200 см, высота потолка в передней части — 230 см, в средней и задней — 200 см.

Для обшивки были использованы сэндвич-панели разной толщины (от 20 до 40 мм), приобретенные у компании «ОМ-Пласт». Это решение позволило существенно сэкономить: если специализированные панели для автофургонов стоят от 1200 руб./м², то эти обошлись всего в 230 руб./м². Панели были закреплены на каркасе с помощью монтажной пены после выборки пазов бытовым фрезерным станком.

Особое внимание было уделено экономии без потери качества. Например, шесть окон и дверная раскладка были заказаны в компании «Внедорожные оконные решения» всего за 20 000 рублей, что в семь раз дешевле аналогов от известных брендов. Внешние углы модуля для экономии и простоты ремонта были облицованы ПВХ-уголком (40х40 мм) по цене около 20 рублей за погонный метр, вместо дорогого алюминиевого.

Внутреннее обустройство и инженерные системы

Пол модуля был усилен профилем, застелен 30-миллиметровым сэндвичем и ламинатом, что позволило безопасно находиться внутри даже когда модуль снят с автомобиля.

Начинка автодома собиралась в основном из материалов, доступных на обычном строительном рынке. Из специализированного кемперного оборудования были использованы:

  • Биотуалет Thetford (достался от предыдущего проекта).
  • Выдвижная лестница Thule с электроприводом (приобретена по выгодной цене).
  • Водяные баки «Экопром» (3 шт., общий объем 150 л + 50-литровый бак на крыше для солнечного нагрева воды).
  • Помпа, вольтметр и датчик уровня воды из магазина для яхт.

Вместо дорогого кемперного холодильника был установлен обычный двухкамерный компрессорный холодильник на 220В объемом 100 литров, который работает через мощный инвертор «СибВольт» на 3000 Вт. Электрическая система и сантехника собраны на компонентах со строительного рынка.

Внутреннее пространство организовано продуманно: есть кухонный блок с мойкой и фильтрами, столовый диван-трансформер, полноценная душевая с туалетом, передний спальный альков 140x200 см и задний, под которым размещен оружейный шкаф и холодильник.

Итоги проекта: вес и стоимость

Вес готового модуля с аккумуляторами и солнечными панелями, но без воды и вещей, составил 880 кг. Крепление к кузову осуществляется в шести точках и доказало свою надежность за год эксплуатации в горной и пересеченной местности.

Общая стоимость строительства, по подсчетам автора, составила около 257 562 рубля. В эту сумму не вошли некоторые элементы: фасады мебели, комплект солнечных батарей и АКБ, биотуалет, сиденья для столовой зоны и часть электрооборудования, а также стоимость работ. Таким образом, итоговый бюджет проекта приблизился к заявленным 300 тысячам рублей.

Этот проект наглядно демонстрирует, что создание функционального и надежного автодома для путешествий по бездорожью и решения хозяйственных задач возможно с относительно modest бюджетом, благодаря грамотному планированию, выбору доступных материалов и hands-on подходу.

2. Сваренный и установленный каркас модуля. Вес конструкции — 165 кг.

3. Заготовки сэндвич-панелей для обшивки.

4. Усиленный, окрашенный каркас с закладными элементами.

5. Результат фрезеровки панелей под каркас.

6. Панели вклеены, окна установлены. Вид изнутри.

7. Каркас полностью обшит, установлены окна и дверь.

8. Облицовка внешних углов ПВХ-уголком.

9. Вид на усиленный пол модуля снизу.

10. Водопроводная система под кухонной мойкой: помпа, гидроаккумулятор, фильтры.

11. Один из двух 75-литровых водяных баков под сиденьями.

12. Столовая зона, трансформируемая в спальное место.

13. Кухонный блок с варочной панелью и мойкой.

14. Биотуалет Thetford в санузле.

15. Душевая зона с рукомойником и шкафчиками.

16. Панель управления электрикой и автономной печкой.

17. Передний спальный альков размером 140x200 см.

18. Оружейный шкаф и 100-литровый холодильник под задним спальным местом.

19. Одна из шести точек крепления модуля к кузову автомобиля.

20. Финальный внешний вид автодома на базе Соболь 4х4.

Более подробные фотоотчеты и описание этапов работы доступны в блоге автора. Проект наглядно показывает, что создание автономного жилья на колесах для путешествий по России — задача, посильная для умелых рук и вменяемого бюджета.

Интересное еще здесь: Обзоры.

Автодом самодельный за 300 тыс. руб..