Забытые автопроекты СССР и России: Роствертол, Заря, Канонир...
Эти машины ждали, на них надеялись. Некоторые уже начали было выпускать, но что-то пошло не так.
История отечественного автопрома знакома нам по массовым моделям, но наряду с ними существовали десятки проектов, которые так и остались в тени. В СССР, а затем и в России периодически рождались новые автомобильные имена, которые часто не ограничивались единичными прототипами — производство даже начинали, но по разным причинам быстро сворачивали. Эти забытые машины могли бы изменить облик наших дорог.
От лимузина до спорткупе: ранние амбиции
Первый советский серийный представительский автомобиль мог бы носить имя «Ленинград». В 1934 году на заводе «Красный путиловец» сконструировали и собрали машину с условным названием Л-1 (Ленинград-1).
Слово «сконструировали» здесь стоит в кавычках, поскольку автомобиль был старательной, насколько это было возможно, копией американского Buick 32–90. Просторный лимузин оснащался рядным 8-цилиндровым мотором объемом 5,6 литра и мощностью 105 л.с. Успели изготовить шесть экземпляров, которые даже отправили на показ в Москву. Планы были грандиозные — выпустить 2000 машин в 1934 году. Однако ленинградский завод вряд ли справился бы с производством столь сложной техники. К тому же стране в тот момент были куда нужнее тракторы. Проект «Ленинград» быстро забыли, а задача создания представительских авто позже перешла к московскому заводу ЗИС.
После войны решили создать новый автозавод и марку грузовиков ДАЗ — Днепропетровский автозавод. Интересно, что туда вывезли часть оборудования с немецкого завода Opel. Московские инженеры под руководством Виталия Грачева существенно доработали конструкцию новейшего тогда ЗИС-150. Они изменили кабину, сдвинули ее вперед, удлинив тем самым грузовую платформу. Помимо бортового ДАЗ-150, получившего имя «Украинец», создали и седельный тягач ДАЗ-150Б. Завод успел собрать около двух с половиной десятков пробных машин, но затем был передан министерству вооружения и полностью перепрофилирован.
В начале 1960-х, в эпоху хрущевских совнархозов, местные предприятия получили большую экономическую свободу. Этим воспользовались в Северодонецке: на авторемонтной базе разработали микроавтобус «Старт» со стеклопластиковым кузовом и весьма оригинальным для своего времени дизайном.
Машина базировалась на агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Проект показали в Москве и даже добились поставки партии комплектующих. В 1963 году началось мелкосерийное производство. Однако оно продолжалось лишь до 1967 года, когда идея совнархозов сошла на нет, а поставки узлов в Северодонецк прекратились. Всего собрали около 100 микроавтобусов «Старт», и еще примерно десяток машин под именем «Донбасс» сделали в 1964 году в Донецке.
Элегантный легковой автомобиль «Заря» — творение тех же самых инженеров и стилистов, что работали над «Стартом». Эта машина, также построенная на узлах «Волги», планировалась к мелкосерийному выпуску, но в 1966 году успели собрать лишь несколько опытных экземпляров.
Даешь мини-грузовик? Необычные решения
Еще одно дитя эпохи совнархозов — необычный мини-грузовик ЭТ. В 1965 году таллинское предприятие ЭРСПО (Эстонский республиканский союз потребительских обществ), имевшее отделение по выпуску фургонов, спроектировало машину для мелких перевозок. Первый прототип ЭТ 500 грузоподъемностью 500 кг оснастили 26-сильным мотоциклетным двигателем. Доработанная версия ЭТ 600 с 27-сильным мотором от «Запорожца» весила 750 кг и могла перевозить уже 600 кг.
Главной особенностью ЭТ 600 стал передний привод, собранный на основе запорожских деталей. Еще одной инновацией была откидывающаяся вперед стеклопластиковая кабина — для доступа к агрегатам нужно было отвернуть всего два болта.
Эстонская машина фактически стала мелкосерийной: до 1969 года построили 35 экземпляров. На этом история и закончилась, хотя об оригинальном аппарате много писали в специализированной прессе.
Новый всплеск автомобильных стартапов пришелся на перестроечные времена. В 1991 году компания «Автостиль», основанная известным конструктором-самодельщиком Д. Парфеновым, разработала пикап «Пилот». Машина с пространственной рамой, стеклопластиковым кузовом и трехместной кабиной оснащалась импортным двигателем и отечественной трансмиссией. В 1992 году собрали десять таких автомобилей. Модернизированную и более технологичную версию под названием Tantor начали выпускать на площадях авторемонтного завода СПАРЗ-2 в Санкт-Петербурге. Но и там сделали всего 24 машины двух модификаций.
Дальнейшим развитием этой идеи стал Автос-2317 с одинарной и Автос-23171 с двойной кабиной, получивший собственное имя «Канонир». Такие пикапы в 1998–2001 годах собирали на Анжерском автосборочном заводе. Но тираж снова не превысил двух десятков машин.
Герои нового времени: постсоветские эксперименты
Забавные микролитражки марки «Кинешма» производили в одноименном городе примерно с 1999 по 2002 год. Машинки с отечественным мотоциклетным мотором или двигателем от американской газонокосилки (была даже версия с 13-сильным одноцилиндровым дизелем!) рекламировали как единственный отечественный автомобиль стоимостью всего 1000 долларов. Их предназначали, в том числе, и инвалидам. Несколько десятков машин даже продали в Испанию, где узкие повозки использовали для сбора цитрусовых. В начале 2000-х показывали уже модернизированные версии, в том числе с двигателем от «Оки». Однако потребительский интерес к столь примитивным конструкциям был, мягко говоря, невысок.
«Автокам-Рейнджер» — еще один нашумевший проект перестроечной поры. Автомобили со скромной внешностью имели пространственную раму, пластиковые панели кузова и двигатели Ford объемом 1,8 литра.
Вслед за заднеприводной версией планировали выпустить и полноприводную модификацию. Сборку начали в Менделеевске (Татария), где сделали около полусотни машин. Позже производство пытались наладить в Шуе и Перми, но везде выпуск оставался мизерным.
В России могла бы появиться и марка «Роствертол» (от «Ростовский вертолетный производственный комплекс»). На заводе пластмасс, входящем в эту структуру, планировали выпускать небольшие бортовые грузовички на основе ВАЗ-11113 «Ока». Разработали даже вариант с оригинальной полукапотной кабиной. Однако проект конца 1990-х годов так и не был реализован.
Derways Cowboy в 2004 году стал новым, причем серийным отечественным внедорожником. Машины, построенные на шасси румынских ARO, оснащали отечественным двигателем ЗМЗ-4062 и даже продавали. Однако вскоре румыны прекратили поставки комплектующих, а завод в Черкесске переключился на сотрудничество с китайскими производителями. Предприятие работает до сих пор, но марку Derways давно забыли.
Нашумевшая Aquila — громкий и совсем недавний проект 2013 года от Таганрогского автозавода. Необычный автомобиль спортивного стиля с пространственной рамой, пластиковым обвесом и мотором Mitsubishi объемом 1,6 л (100 л.с.) представляли как предсерийный. В Таганроге до банкротства завода собрали 46 машин. После этого один из владельцев предприятия создал во Франции фирму МРМ Motors и сертифицировал там машину под названием Erelis с трехцилиндровым 129-сильным двигателем концерна PSA. В 2018 году автомобиль предлагали за 16 490 евро. Одну такую машину даже видели под Парижем. Но с тех пор о проекте ничего не слышно.
Фото: из архива «За рулем»
Интересное еще здесь: Обзоры.
