Рождение российского автомобиля: от самобеглых колясок до паровых самоходов

Добро пожаловать на канал PRO Технику! В этом материале мы погрузимся в увлекательную и малоизвестную историю зарождения автомобилестроения в Российской империи, задолго до появления привычных нам машин с двигателем внутреннего сгорания.

Первые шаги: механические экипажи

Идея создания транспорта, не зависящего от силы животных, овладела умами изобретателей ещё в XVIII веке. В России нашлись талантливые самоучки, которые воплощали эти смелые замыслы в жизнь. Хотя имя самого первого русского создателя «самодвижущегося экипажа» затерялось в веках, история сохранила для нас ключевые имена.

В 1752 году крестьянин-механик Леонтий Шамшуренков представил в Санкт-Петербурге публике и императрице Елизавете Петровне свою «самобеглую коляску». Это был экипаж, приводимый в движение силой двух водителей, вращавших специальный ворот. Устройство могло развивать скорость до 15 км/ч и перевозить двух пассажиров. К сожалению, судьба изобретения оказалась незавидной — его превратили в забаву для придворных.

Следующий прорыв совершил гениальный Иван Кулибин. В 1791 году он создал свою «Самокатку» — трёхколёсный экипаж, движимый педалями. Это был не просто велосипед: Кулибин применил в своей конструкции маховик, коробку передач, тормоза и подшипники качения, что позволяло водителю отдыхать во время движения по инерции. «Самокатка» развивала скорость до 16 км/ч и отличалась удивительной плавностью хода.

Эпоха пара: первые самоходы

С изобретением парового двигателя в XIX веке открылись новые горизонты. Русские инженеры активно включились в разработку паровых экипажей для перевозки людей и грузов.

Уже в 1830 году столичный мастер Казимир Янкевич представил проект первого российского парового автомобиля. Он видел в своём изобретении средство для налаживания регулярного сообщения между городами огромной империи, что было крайне важно для развивающейся торговли.

Интересное: История компании TESLA.

В 1863 году изобретатель Авксентий Врадий создал «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам» — уникальный для своего времени полноприводной самоход, прообраз современных внедорожников. К сожалению, данных о его серийном производстве не сохранилось.

Практическое применение паровые машины нашли в 1873 году на Мальцевском заводе. Там, взяв за основу английский тягач, инженеры создали более совершенную модель мощностью 10 л.с., работавшую на дровах. Было построено семь таких машин, способных буксировать грузы весом до 16 тонн со скоростью 6-8 км/ч.

Упущенные возможности и смена эпох

Паровая машина стала локомотивом промышленной революции, но её путь на обычные дороги оказался тернистым. Несмотря на очевидный потенциал, правящие круги и бизнес-элита XIX века не видели коммерческих перспектив в паровых автомобилях. Разработки считались дорогими игрушками, а инвестиции в создание целой индустрии — слишком рискованными. В результате многие талантливые изобретатели работали на энтузиазме и собственные сбережения, часто умирая в безвестности и нищете.

Решающим ударом по паровому транспорту стало появление более компактного, мощного и простого в эксплуатации двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Громоздкие паровые установки не могли конкурировать с ним в борьбе за место под капотом личного автомобиля. Эпоха пара на дорогах общего пользования подошла к концу, так и не раскрыв свой полный потенциал.

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца!

Интересное еще здесь: Обзоры.

История паровых автомобилей в России.Часть I.